Мир застегнулся на все пуговицы. Границы по-прежнему закрыты, а душа и тело путешественника рвутся эти пуговицы сорвать. Что делать? Как распахнуть оковы и вырваться на свободу?
Ответила самой себе: хватит ныть, открой папки с фотографиями и отпусти свои эмоции, связанные с каждым кадром, на свободу! Сними палец с кнопки «Пауза» и продолжай путешествия. Набирайся сил! Или попроси об этом высшие силы.
Пора вернуться в Японию, к японским богам, к месту их силы. Оказывается даже высшим существам, вершащим судьбы мира и природы, требуется подзарядка. И раз в году, в ноябре, они встречаются для этого именно здесь, в маленьком городке Изумо, в префектуре Симанэ.
Мы с вами однажды уже были здесь, когда распахнули деревянные двери одного объекта, прекратившего функционировать, но не прекратившего жить. Старенький вокзал железнодорожной станции Изумо Тайся - https://zen.yandex.ru/media/id/5c7101bdfc48e500b1b39641/po-doroge-k-bogu-jeleznodorojnaia-stanciia-izumo-kak-portal-vremeni-5f4b05ae11a7d1138b6b3ed4
Храм Изумо Тайся расположен на севере префектуры Симанэ в часе езды от административного центра префектуры – города Мацуэ.
Это один из трех наиболее значимых для сторонников синтоизма храмов Японии. Это не только место силы, но и старейший исторический памятник. Упоминание о нем обнаруживается в национальных хрониках и летописях 700-летней давности.
Ежегодно, с 10 по 17 день десятого лунного месяца (обычно этот период выпадает на ноябрь) восемь миллионов синтоистских богов пересекают острова Японии и собираются здесь, в Изумо Тайся на ежегодную встречу. На подзарядку.
Вы удивитесь, но десятый лунный месяц называется в разных префектурах Японии по-разному. В Изумо он звучит как «Камиаризуки» (Kamiarizuki) – «месяц с богами», а во всей остальной Японии – «Канназуки» (Kannazuki) – «месяц без богов». Это примерно так, как если бы во всей России предпоследний месяц года называли «Ноябрь», а во всех официальных календарях Приморского края он назывался бы «Проябрь»
Так что прямо сегодня – в ноябре - все боги Японии там, в Изумо, на подзарядке! Давайте туда заглянем и мы!
Главный бог, с которым связана каждая строчка в историях об Изумо Тайся – бог Окунинуси-но-о-ками. В соответствии с легендами и мифами, ему приписывают создание земель Японии.
Он также стал известен на все времена, как бог, который покровительствует тесным партнерским взаимоотношениям, супружеству и продолжению рода. Именно поэтому сюда, в храм Изумо Тайся, к богу Окунинуси-но-о-ками, стремятся не только молодожены, но и супруги со стажем. Они приезжают сюда всей семьей.
В честь этого бога, а также в силу статуса этого храма, молитвы здесь происходят иначе, чем в других храмах. Здесь молящийся прежде, чем попросить о чем-то богов, должен четыре раза хлопнуть в ладоши (соединить ладони в мольбе четыре раза вместо привычных двух) и четырежды поклониться. Два раза – за себя и еще дважды – за своих существующих или желаемых партнеров (супругов, половинок и т.д.)
Путь к месту силы – дорога к Богу
Главный путь, по которому вы будете приближаться к храму, проходит через ворота – тории. Считается, что тории – вход в мир богов. В Изумо по дороге к покровителю супружества и партнерства, богу Окунинуси-но-о-ками, их четыре.
Начинается путь с огромных, по городским и религиозным меркам, белых ворот. «Гигантские тории возле моста Уго» возведены не так давно. Народная молва приписывает факту их появления счастливую историю избавления от болезни супруги одного из представителей богатой и влиятельной семьи в Японии. Дар городу и подношение богу Окунинуси-но-о-ками.
Стоят эти ворота в самом начале торговой улицы Синмон Дори (Shinmon Dori), заполненной всевозможными кафе, ресторанчиками и сувенирными лавочками.
В конце этой улицы вас снова встретят ворота тории, первые из трех древних, ведущих к храму Изумо Тайся – национальному сокровищу Японии. Эти ворота – Сейдамари - из дерева. Они отмечают собой вход на территорию храма – вход на землю богов.
Продолжаясь к северу, путь ведет вас к подножию холма. Его высота – несколько десятков метров. Здесь вам предстоит неожиданное изменение траектории.. Через несколько метров после прохождения деревянных ворот-тории тропинка разделится на три линии. Посетителям храмового комплекса настоятельно рекомендуют воздержаться от выбора центральной тропинки. Считается, что этот путь зарезервирован… Для прохода богов.
Когда наш экскурсовод вежливо предложила нам сойти с широкой дорожки на боковую тропинку, я, из чисто русского упрямства, спросила:
- Why?
- Это дорога не для смертных. Это дорога для Бога! - вот так, безапелляционно, ответила мне она.
Ок, идем по узенькой боковой тропинке.
Оставив позади сосновую аллею, вы дойдете до третьих ворот. Это бронзовые тории.
Они знаменуют собой вход на площадь перед главным храмом. Пройдя сквозь них, гости Изумо Тайся окажутся перед величественным деревянным зданием, вход в который украшен… огромной веревкой из соломы.
Трудно себе представить, но эта «веревка» сплетена руками человека. Называется «сименава» (shimenawa). В соответствии с древней традицией огромный скрученный в жгут пучок миллионов рисовых стеблей растягивают над входом в главную храмовую постройку. Сименава в Изумо Тайся – самая массивная во всей Японии. Ее длина более 13 метров, а вес – 5 тонн.
https://www.youtube.com/watch?v=Mn94olnWDtQ
Сименава – знак, символизирующий границы. Ее наличие над входом обозначает присутствие бога. Прямо под ней проходит граница, отделяющая мир смертных от мира богов. За этой чертой – покои бога. Огромная сименава характеризует также значимость региона Изумо, где находятся и другие храмовые комплексы богов.
Позади этого здания расположен Главный Зал – Хонден. Это здание 24-метровой высоты, самое высокое синтоистское храмовое здание в Японии.
Если верить легенде о создании храма богом Сусано-о-ками, ему для того, чтобы построить здание храма, вознести его поближе к небу, пришлось использовать в качестве опор деревянные колонны. В настоящее время о диаметре этих опор напоминают вот эти круги на земле. Уму непостижимо, что где-то на свете могут расти деревья такого размера.
Храм как будто усадили когда-то на высоченный деревянный насест. Он и сам – деревянный. Здесь все – из дерева.
Дерево хранит энергию, передавая ее человеку при прикосновении. Оно изрядно потускнело, помрачнело, высохло. Но это – Храм Всех Богов. То здание, которое мы видим перед собой сегодня, построено в 1744 году.
Главное здание храма вместе с несколькими чуть меньшими строениями окружены двойной линией ограждений. Это тоже деревянные постройки божественного назначения. Они отделяют внутренние пространства святилища от проникновения за его пределы обычных посетителей.
Вы не поверите, но вот эти деревянные домики, чем-то похожие на ульи, служат временным жильем для восьми миллионов богов, когда те собираются на свою ежегодную ассамблею в Изумо.
Согласитесь, это под силу только богам – разместиться в шестидесяти домишках восьми миллионам братьев и сестер.
Но это все-таки – место силы.
Если вы когда-нибудь окажетесь здесь, вы сразу это почувствуете. Закройте глаза, вдохните воздух поглубже, постарайтесь услышать шум ветра, гуляющего в сопках вокруг. Японцы не случайно водрузили здесь самый большой по размерам государственный флаг своей страны.
Они верят в могущество своих богов и используют энергию места силы. Японский государственный лайфхак!
Может, и нам попробовать?