Есть ли у животных какие-то представления о боге или религии? Да, у некоторых есть. У животных есть «духовный опыт» и религиозное поведение. Предполагается, что у приматов действительно есть духовные концепции, мало чем отличные от анимизма примитивных человеческих культур, или как у маленьких детей.
Следует помнить, что религия является продуктом культурной эволюции, и люди «запрограммированы» на духовность, как и все высокоразвитые приматы. Первым этапом религиозной эволюции является анимизм — заселение всей природы душами и духами, при отсутствии проведения различий между живым и неживым. На этом этапе божества не определены и не морфичны.
Анимизм — это не лучшая форма религии или мировоззрения. Это похоже на состояние шизофрении. Когда анимизм является доминирующим типом веры, возможна лишь очень небольшая культурная эволюция. Анимизм также является совершенно аморальным типом веры. Этика и этические концепции развиваются позже.
Следующий этап культурной эволюции — политеизм. На этой стадии божества ясны, антропоморфны, и у них уже есть чёткая зона ответственности. Именно на этой стадии имеют тенденцию формироваться культы, а также формальная религия и религиозность.
Переход от анимизма к политеизму может быть размытым и содержать миф о титаномахии — новые божества вытесняют старые. Этот миф известен в скандинавской мифологии (Асир против Ванира), семитской мифологии (Мардук против изначальных божеств) и индуистской мифологии (дэвы против асуров).
Но до сих пор политеизм не развился ни у одного животного.
Короче говоря, религия — это вещь, уходящая корнями в эволюцию, и которая, безусловно, является эволюционно полезной. Поскольку высшие приматы (например, шимпанзе) демонстрируют духовное и религиозное поведение, мы можем с уверенностью предположить, что Человек Разумный был религиозен на протяжении всей своей истории и что склонность к религиозности глубоко укоренилась в наших генах.
Это также означает, что борьба атеистов за уничтожение и упразднение религии в основном сводится к борьбе с ветряными мельницами. Они борются с чем-то настолько глубоко человечным и таким древним продуктом эволюции, что это причиняет больше вреда, чем пользы.
Безрелигиозного общества никогда не было и не будет. В культурной эволюции атеизм всегда является признаком гибели цивилизации. Когда население теряет веру в сверхъестественное, оно также теряет веру в себя. Религиозность сильно коррелирует с плодовитостью, и, в конце концов, вопрос не в том, кто прав, а в том, кто остался.
По сути, будущее принадлежит не самым умным, а самым благочестивым.
Я сам пережил атеизм: я экзистенциальный нигилист. Хотя у меня нет никаких убеждений и я считаю людей глубоко злыми, я всё же считаю религию важной вещью для общества и его выживания. То, что вредно для личности, полезно для общества.
Как я уже сказал, вопрос не в том, кто прав, а в том, кто остался. Плодовитость обеспечивает наше потомство. Технологии обеспечивают наше выживание. Но все живые существа в конце концов умрут, и никакие технологии не могут произвести потомство. Хотя вся наука и технологии являются детищами западной цивилизации, нашей гордости и радости, мы никогда не должны забывать, что в конце концов они всего лишь игрушки.
И наука, и технология не оправдали своих обещаний. Мы не завоевали космос, в среднем мы так и не доживаем до 100 лет, а высокие технологии полностью совместимы с низким качеством жизни. Мы получили глобальное потепление и различные экологические катастрофы.
Проблема в том, что повсюду в западном мире уровень рождаемости снижается, и он упал ниже пределов обновления общества. Однако глубоко религиозные люди даже на Западе этого не сделали. Это то, что мы не должны упускать из виду.
По материалам публикации (англ.).