Версия атеистов. Как объяснить, что небольшая иудейская община сектантского характера приобрела вдруг вселенский размах? Какие факторы на это повлияли?
Сегодня на рынке сакральных идей по-прежнему лидирует христианство. Верующих в Христа насчитывается 2,5 млрд человек. На треть отстает ислам, на две трети – индуизм. Буддисты, агностики и атеисты в сумме не превышают индуистов.
Но так было не всегда. И было время, когда христианские идеи только начали распространяться.
Попробуем рассказать историю христианства языком экономики. Каким образом стартап превратился в «компанию-единорог»? Как на рынке религиозных убеждений Церковь Христова стала основным поставщиком товаров и услуг?
Успешное маркетинговое продвижение
Античность познакомилась с христианством задолго до рождения Христа. Этот кажущийся парадокс объясняется просто. Греческий перевод Ветхого Завета (под названием «Септуагинта») появился в 3 в. до н.э. и вошел в культурное пространство эллинистической цивилизации Средиземноморья. Публика получила двести лет форы, чтобы ознакомиться с идеями мессианства, на которых основывается будущая мировая религия.
Христианство твердо стоит на двух ногах – Ветхом и Новом Завете, идейно связанных между собой как пророчество и его исполнение. Если Ветхий Завет предсказывает появление «мессии Иммануила», то Новый Завет «документирует» то, как это произошло.
Явление «живого Бога» на Земле было «продуктом» с заданными свойствами и с подготовленной аудиторией. Как известно, маркетинговое продвижение товара начинается задолго до его появления. Успех христианства – это результат идеальной маркетинговой компании.
Говоря проще, Христос появился, потому что его ждали.
Выход товара на рынок
Важнейшим моментом коммерческого успеха является удачный выбор времени и места для первого знакомства публики с товаром.
В ситуации христианства как исполнения иудейской идеи о мессии бросается в глаза факт наличие на рынке множества конкурентных образцов. Христос был не единственным претендентом на звание «товара тысячелетий».
«Псевдо-мессии» (конкуренты Христа) возникали в больших количествах, но таким же образом и уходили «в никуда». Христос был одним из множества «мессий», но оказался единственным, которому удалось «убедить» мир в своей «подлинности». Христу повезло оказаться в удачном времени и удачном месте.
Пришествие Христа состоялось в момент «перезагрузки мира». На Ближний Восток пришло римское государство (ойкумена стала римской), а сам Рим оказался на границе «поздней республики – ранней империи» (время первых цезарей). Все ждали событий, были готовы к изменениям, мир на глазах становился другим. Удачное время для инноваций!
Что касается места, то Римская империя превратила Средиземноморье в единое политическое, культурное и экономическое пространство. Христианству выпал удивительный шанс заявить о себе на самом большом рынке древности. Массовый рынок был для него открыт!
«Ранние последователи» и масштабирование успеха
Первых и наиболее убежденных потребителей каких-либо товаров и услуг в экономической теории принято называть «евангелисты» («ранние потребители»). И, конечно, это не просто совпадение!
«Идите по всему миру и проповедуйте!» - сказал Иисус Христос своим апостолам («посланникам»). Убежденные в своей правоте евангелисты начали распространять учение своего «Мессии» по всем сторонам Средиземноморья («Деяния святых апостолов»). Первые иудео-христианские общины возникают в самых разных местах. И здесь христианству снова сопутствует невероятная удача! Скажем прямо, это была удача в трех ипостасях.
Во-первых, апостолы Христа со своими сторонниками оказались настолько «фанатичными последователями», что римские власти записали их в экстремистские (и, даже, террористические) организации. Началось преследование христиан на территории римского государства. Христиан преследовали за «экстремизм» (нетерпимость к другим верам и религиям).
Римское правление было религиозно толерантным, и римляне не могли допустить, чтобы одно религиозное движение яростно отрицало все остальные. Сами римляне нетерпимо относились только к проявлениям религиозной нетерпимости.
Император Нерон распространял слухи, что Рим подожгли христиане («с них станется, такие могут!»). Христиан ждали гладиаторские арены и голодные львы. В итоге все двенадцать апостолов были преданы мучительной смерти, а их общины были на грани исчезновения.
Почему мы считаем это все удачей? Поведение апостолов и самых первых христиан – это то самое идеальное состояние «слепой веры» ранних потребителей, о которой только мечтает любой производитель товаров и услуг. Их «героическое» поведение говорило широкой публике, что ценности, за которые люди готовы умереть сами и убивать других, возможно, обладают и наибольшей ценностью!
Второй удачей для распространения христианства оказалась (как говорится, нет худа без добра) трагедия расселения еврейского народа в 70 году н. э. (всего-то 40 лет после казни Христа) в результате неудачного восстания Иудеи против римского владычества.
Получается, что римляне взяли и собственной рукой раскидали семена христианских общин по всей территории Средиземноморья.
Таким образом, распространение «товара» христианской веры произошло за государственный счет. Какой же производитель не мечтает о том, чтобы переложить свои логистические расходы на кого-то другого? У христиан это получилось!
Третье удачной находкой для христианства оказался апостол Павел. Единственный из христианских евангелистов, а он был римский гражданин с эллинистическим образованием, Павел осознал необходимость сделать свой товар универсальным.
Чтобы христианство получило самое широкое распространение, были сказаны потрясающие слова о том, что во Христе «нет ни эллина, ни иудея, ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного». Нет ни женщины, ни мужчины, ни бедного, ни богатого – ибо все равны перед Богом. Потребители не могли устоять. Христианство стало сразу ориентироваться на самую массовую аудиторию, не исключая никого.
Продолжение см. по ссылке: «Ранняя история христианства. Венчурное финансирование; Несовершенная конкуренция; Средневековый франчайзинг»
Беседа с антропологом. Вы можете заказать тему статьи