Найти тему
Схола

Почему христианство стало мировой религией?

Версия атеистов. Как объяснить, что небольшая иудейская община сектантского характера приобрела вдруг вселенский размах? Какие факторы на это повлияли?

Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837-1857
Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837-1857

Сегодня на рынке сакральных идей по-прежнему лидирует христианство. Верующих в Христа насчитывается 2,5 млрд человек. На треть отстает ислам, на две трети – индуизм. Буддисты, агностики и атеисты в сумме не превышают индуистов.

Но так было не всегда. И было время, когда христианские идеи только начали распространяться.

Попробуем рассказать историю христианства языком экономики. Каким образом стартап превратился в «компанию-единорог»? Как на рынке религиозных убеждений Церковь Христова стала основным поставщиком товаров и услуг?

-2

Успешное маркетинговое продвижение

Античность познакомилась с христианством задолго до рождения Христа. Этот кажущийся парадокс объясняется просто. Греческий перевод Ветхого Завета (под названием «Септуагинта») появился в 3 в. до н.э. и вошел в культурное пространство эллинистической цивилизации Средиземноморья. Публика получила двести лет форы, чтобы ознакомиться с идеями мессианства, на которых основывается будущая мировая религия.

Христианство твердо стоит на двух ногах – Ветхом и Новом Завете, идейно связанных между собой как пророчество и его исполнение. Если Ветхий Завет предсказывает появление «мессии Иммануила», то Новый Завет «документирует» то, как это произошло.

Явление «живого Бога» на Земле было «продуктом» с заданными свойствами и с подготовленной аудиторией. Как известно, маркетинговое продвижение товара начинается задолго до его появления. Успех христианства – это результат идеальной маркетинговой компании.

Говоря проще, Христос появился, потому что его ждали.

Ждали... Страждущие, фарисеи и даже римские всадники
Ждали... Страждущие, фарисеи и даже римские всадники

Выход товара на рынок

Важнейшим моментом коммерческого успеха является удачный выбор времени и места для первого знакомства публики с товаром.

В ситуации христианства как исполнения иудейской идеи о мессии бросается в глаза факт наличие на рынке множества конкурентных образцов. Христос был не единственным претендентом на звание «товара тысячелетий».

«Псевдо-мессии» (конкуренты Христа) возникали в больших количествах, но таким же образом и уходили «в никуда». Христос был одним из множества «мессий», но оказался единственным, которому удалось «убедить» мир в своей «подлинности». Христу повезло оказаться в удачном времени и удачном месте.

-4

Пришествие Христа состоялось в момент «перезагрузки мира». На Ближний Восток пришло римское государство (ойкумена стала римской), а сам Рим оказался на границе «поздней республики – ранней империи» (время первых цезарей). Все ждали событий, были готовы к изменениям, мир на глазах становился другим. Удачное время для инноваций!

Что касается места, то Римская империя превратила Средиземноморье в единое политическое, культурное и экономическое пространство. Христианству выпал удивительный шанс заявить о себе на самом большом рынке древности. Массовый рынок был для него открыт!

Группа апостолов слева направо: Нафанаил, Андрей, Петр и Иоанн Богослов
Группа апостолов слева направо: Нафанаил, Андрей, Петр и Иоанн Богослов

«Ранние последователи» и масштабирование успеха

Первых и наиболее убежденных потребителей каких-либо товаров и услуг в экономической теории принято называть «евангелисты» («ранние потребители»). И, конечно, это не просто совпадение!

«Идите по всему миру и проповедуйте!» - сказал Иисус Христос своим апостолам («посланникам»). Убежденные в своей правоте евангелисты начали распространять учение своего «Мессии» по всем сторонам Средиземноморья («Деяния святых апостолов»). Первые иудео-христианские общины возникают в самых разных местах. И здесь христианству снова сопутствует невероятная удача! Скажем прямо, это была удача в трех ипостасях.

Микеланджело Караваджо. Распятие Святого Петра. 1601
Микеланджело Караваджо. Распятие Святого Петра. 1601

Во-первых, апостолы Христа со своими сторонниками оказались настолько «фанатичными последователями», что римские власти записали их в экстремистские (и, даже, террористические) организации. Началось преследование христиан на территории римского государства. Христиан преследовали за «экстремизм» (нетерпимость к другим верам и религиям).

Римское правление было религиозно толерантным, и римляне не могли допустить, чтобы одно религиозное движение яростно отрицало все остальные. Сами римляне нетерпимо относились только к проявлениям религиозной нетерпимости.

Карл Теодор фон Пилоти. Нерон смотрит на горящий Рим. 1861
Карл Теодор фон Пилоти. Нерон смотрит на горящий Рим. 1861

Император Нерон распространял слухи, что Рим подожгли христиане («с них станется, такие могут!»). Христиан ждали гладиаторские арены и голодные львы. В итоге все двенадцать апостолов были преданы мучительной смерти, а их общины были на грани исчезновения.

Почему мы считаем это все удачей? Поведение апостолов и самых первых христиан – это то самое идеальное состояние «слепой веры» ранних потребителей, о которой только мечтает любой производитель товаров и услуг. Их «героическое» поведение говорило широкой публике, что ценности, за которые люди готовы умереть сами и убивать других, возможно, обладают и наибольшей ценностью!

Франс Франкен-мл. Распятие Святого Андрея. 1620
Франс Франкен-мл. Распятие Святого Андрея. 1620

Второй удачей для распространения христианства оказалась (как говорится, нет худа без добра) трагедия расселения еврейского народа в 70 году н. э. (всего-то 40 лет после казни Христа) в результате неудачного восстания Иудеи против римского владычества.

Получается, что римляне взяли и собственной рукой раскидали семена христианских общин по всей территории Средиземноморья.

Таким образом, распространение «товара» христианской веры произошло за государственный счет. Какой же производитель не мечтает о том, чтобы переложить свои логистические расходы на кого-то другого? У христиан это получилось!

Эль Греко. Апостолы Петр и Павел. 1587-1592
Эль Греко. Апостолы Петр и Павел. 1587-1592

Третье удачной находкой для христианства оказался апостол Павел. Единственный из христианских евангелистов, а он был римский гражданин с эллинистическим образованием, Павел осознал необходимость сделать свой товар универсальным.

Чтобы христианство получило самое широкое распространение, были сказаны потрясающие слова о том, что во Христе «нет ни эллина, ни иудея, ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного». Нет ни женщины, ни мужчины, ни бедного, ни богатого – ибо все равны перед Богом. Потребители не могли устоять. Христианство стало сразу ориентироваться на самую массовую аудиторию, не исключая никого.

Продолжение см. по ссылке: «Ранняя история христианства. Венчурное финансирование; Несовершенная конкуренция; Средневековый франчайзинг»

Беседа с антропологом. Вы можете заказать тему статьи