Итак, современный любовный роман. Это целый материк в литературе, писателей – сотни. Расскажу (для начала) о трех авторах.
1. Гийом Мюссо.
Бывают книги на один раз. Бывают – для многих перечитываний. А книги этого автора для меня – "на пару раз". Почему? Объясню.
Первое слово, приходящее на ум – легкий... какой легкий стиль, как все стремительно... Открываешь – и читаешь страница за страницей. Это неплохо. Но вот и вылетает из головы так же легко. Проходит время – и четко, полностью пересказать сюжет какой-либо книги сходу не смогу. Притом, что о прочитанном я все-таки не жалею.
Яркие эмоции, иногда – интриги и загадки в дополнение к любовной линии. Мюссо "цепляет". Иногда (может, из-за того что его романы быстро забываются?) даже хочется перечитать.
Во многих его книгах (например, «Бумажная девушка») есть некое фантастическое допущение. Иногда в дополнение – детективная линия. Предупреждаю, так как многие любят «чистый», без примесей любовный роман.
А порекомендовать могу его книгу «Завтра». Два главных героя – одинокие и потерявшие свою любовь люди, которым по воле автора уготован интригующий сюжет. Только очень советую – не читайте аннотацию. В этой книге есть пара сюжетных моментов (как раз те самые, фантастические допущения), которые должны заинтриговать – кто надоумил издателей вынести их в аннотацию?
Мы должны читать и думать – что же происходит, почему герои никак не могут встретиться, почему они иногда вообще не понимают, о чем идет речь. При том, что никто никого не обманывает. А нам в аннотации сразу предлагают отгадку.
А начинается действие с того (нет, это еще не загадка), что главный герой, Мэтью, покупает старый ноутбук. И, хотя ему сказали, что все данные почистили, находит папку с фотографиями. Красивая женщина, отдыхающая где-то на островах, ее друг… Мэтью видит ее почту в той же папке и предлагает (вежливый и внимательный человек, профессор!) отослать снимки. Завязывается немного странный разговор в переписке…
2. Константин Лив «Последняя миссис Пэрриш»
Это книга также из тех, что читаются на одном дыхании. Но легкой ее не назовешь.
Написали роман две сестры, Лин и Валери Константин (иногда еще переводят Константайн). Константин Лив – их общий литературный псевдоним.
Две части романа – от лица двух женщин. Эмбер – бедной, но весьма целеустремленной девушки, и Миссис Пэрриш, жены очень богатого человека.
Иногда смена героя сбивает читателя. Здесь этого нет. Просто сначала мы читаем одну историю – а потом то, что осталось «за кадром». Подлинная суть событий.
Эмбер завидует тем, кто богат, кто выше ее в обществе – то есть огромному количеству людей. Преимущественно, женщинам. Мужчины заработали, достигли – а этим-то за что такое счастье? Просто вышли замуж за правильного человека… Но ведь брак – это не навечно.
И она начинает охоту. Цель – мистер Пэрриш. Почему он? Во-первых, очень богат, во-вторых, она придумала, как найти к нему верный подход.
Эмбер неглупа. Понимает – если просто нарядиться и сделать удачную прическу, то едва ли ее заметят дольше, чем на один вечер. Красавиц много, не разводиться же из-за каждой… А ей нужен законный брак, а не интрижка. Эмбер даже не пытается напрямую познакомиться с ним. Она придумывает план, который вроде бы прекрасно работает.
Эмбер задумала поменяться местами с нынешней миссис Пэрриш. Деньги, поместья, яхта - ей, Эмбер, все это куда нужнее… А бедная Дафна Пэрриш не понимает, что происходит. Наоборот, жалеет Эмбер – та столько перенесла, такая трудолюбивая, чистая.
Кажется, что Дафна своими руками рушит собственное счастье…
А потом сюжет делает такой поворот, что если бы читатель ехал в машине, то голова бы закружилась.
Читать эту книгу иногда непросто – описываются тяжелые отношения. Но написано мастерски.
3. Маргарет Этвуд. «Слепой убийца»
После «Рассказа служанки» я не сомневалась, что Маргарет Этвуд необычайно талантлива. Захотелось почитать что-то еще.
Название книги заинтриговало, и я не стала заглядывать в аннотацию – слишком часто там рассказывают лишнее, как в аннотации к роману Мюссо. И решила заранее, что это детектив. Стало любопытно: как же главный герой справлялся со своим трудным делом? Наверно, у него были помощники…
Забавно. Вот чего там нет, так это детектива.
Тем не менее запутано все настолько, что проясняется только к середине книги. Нет, еще раньше я начала подозревать – что-то тут не так. И только прочитав половину, поняла, что читала совсем-совсем другую историю. И вот тут стало ужасно интересно…
Сначала показалось – это роман о старшей сестре, которая жертвует ради младшей, а младшая – инфантильная, привыкшая все получать… Подобные сюжеты слишком предсказуемы. К счастью, это совершенно о другом.
Роман о любви, которая сметает все. Кажется, когда эти двое рядом – воздух плавится от страсти. Встречи тайком, старая детская фотография, обрывочные записи об их коротких свиданиях в дневнике. Только вопрос – кто эти двое?
Чем дольше читаешь, тем больше недоумеваешь. Нам даны характеры, детали, обстоятельства… Но что-то не складывается.
Подлинная история ярче и печальнее. И разгадки начинаются с середины книги.
Это совсем не легкое чтение, ни с какой стороны. Не та книга, которую можно читать, пролистывая ненужные вроде бы эпизоды. Наоборот, чем больше выискиваешь деталей, тем интереснее разгадывать ребус. Глубокая и непростая вещь, не зря получившая Букеровскую премию.