Найти в Дзене
Первым делом самолёты

Автоматизация процесса сборки на ИАЗ позволит собирать 72 лайнера МС-21 ежегодно

Иркутский авиационный завод (ИАЗ), на котором в 21 веке собирают российский среднемагистральный пассажирский лайнер МС-21 отличается от своего образца 20 века, прежде всего уровнем автоматизации. Обработка деталей производится на станках с ЧПУ по сравнению с ручной сборкой и обработкой на бывших универсальных станках.

Происходит всё так - с московского инженерного центра КБ отправляет на завод электронную модель детали воздушного судна, а технологи разработанную программу для её изготовления на станке ЧПУ.

Место у людей теперь не за станком, а за компьютером
Место у людей теперь не за станком, а за компьютером

Сотрудники завода установщики настраивают программу и запускают станок, который и выполняет фрезерную обработку детали, причём рабочее место установщиков теперь не за станком, а у компьютера. Установщики следят лишь за качеством обработки. Такая работа на станках с ЧПУ выполняется примерно за час, а раньше на это уходил бы целый день.

Из огромных металлических плит-заготовок, которые находятся в цехе, изготавливаются сложные конструкции деталей будущего лайнера, они имеют все необходимые технологические отверстия и получаются относительно лёгкими и прочными, но всю эту работу выполняют не люди, а роботы.

В строительстве МС-21 принимают участие на корпоративных началах сразу несколько заводов и организаций, расположенных не только в России, но и за её границами. Такая практика применяется в создании любого пассажирского лайнера. Российские предприятия и иностранные партнёры поставляют комплектующие, из которых на ИАЗ собирают воздушное судно.

В логистический центр Иркутского завода приходят из Воронежа пилоны двигателей и створки шасси, Казань поставляет механизацию крыла, завод из Ульяновска обеспечивает предприятие крыльями и хвостовым оперением, а также панелями фюзеляжа. Американские двигатели доставляются из далёкого города Коннектикута, а Пермь поставляет наши отечественные ПД-14.

Для сотрудников логистического комплекса важной задачей является выстроить систему поставок грамотно и,чтобы, если необходима будет даже малейшая деталь, найти её ни составило никакого труда.

Склад логистического комплекса
Склад логистического комплекса

Раньше каждая панель фюзеляжа собиралась на отдельном стапеле, в настоящее время этот процесс автоматизирован, теперь в одной оснастке собираются сразу 16 панелей и уровень точности сборки обводов на порядок повысился. Просторный фюзеляж МС-21 позволяет с комфортом работать различным бригадам, а значит будет собрана и настроена не одна система, а несколько.

Можно работать нескольким бригадам
Можно работать нескольким бригадам

Опытное воздушное судно, на котором установят отечественные ПД-14 уже окончательно собрано, на заводе заняты изготовлением деталей для серийных машин. Техническое перевооружение, которое прошло на ИАЗ позволяет в год строить до 72 самолётов. Завод изменился до неузнаваемости и по оценкам даже зарубежных специалистов признан одним из лучших в Европе.