Максим Горький, несмотря на все его огромное литературное наследие, остается в нашей стране весьма недооцененным писателем. Как с точки зрения литературы, так и с точки зрения экономики.
Вот в самом деле, что наш самый обычный человек может вспомнить из Горького? Навскидку? Старуху Извергиль? Сказку про глупого пингвина? Ну, вы помните:
Над седой равниной моря
Ветер тучи собирает.
Между тучами и морем
Гордо реет глупый пИнгвин.
А ведь многие и до сих пор думают, что в названии романа Горького "Мать" изначально было два слова. А то и три. Вот как.
Но я сейчас хочу вам рассказать о сравнительно мало известном рассказе Горького. Рассказ этот в советское время… ну не то что не печатали – печатали, конечно (это ж Горький, хто ж его запретит). Просто его не афишировали – за явную антисоветскую направленность и жружбу народов. Хотя даже в советское время этот рассказ был очень актуален. Не по политике, но по жизни.
Рассказ этот называется "Мой спутник". Написал его Горький в 1894-м году, и рассказ этот – вполне автобиографический.
Сюжет там такой. Главный герой – человек с весьма добросердечными взглядами и любовью к природе – работает грузчиком в одесском порту. Платят мало, работа тяжелая.
И вот сидит этот грузчик, кушает свой обед – хлеб с арбузом – и замечает при этом какого-то прилично одетого молодого человека кавказской наружности. Который там шлялся уже туеву хучу времени, а сейчас уставился жадно-голодным взглядом на его кушанье.
Горький, как культурный человек, предложил ему разделить свой обед:
- Хотите есть?
Он вздрогнул, алчно оскалил чуть не сотню плотных, здоровых зубов и тоже подозрительно оглянулся.
На нас никто не обращал внимания. Тогда я сунул ему пол-арбуза и кусок пшеничного хлеба. Он схватил всё это и исчез, присев за груду товара ... Я сделал ему знак подождать меня, ушёл купить мяса, купил, принёс, отдал ему и стал около ящиков так, что совершенно скрыл франта от посторонних взглядов. До этого он ел и всё хищно оглядывался, точно боялся, что у него отнимут кусок; теперь он стал есть спокойнее, но всё-таки так быстро и жадно, что мне стало больно смотреть на этого изголодавшегося человека, и я повернулся спиной к нему.
Оказалось, что этот франт был сыном грузинского князя. Он работал где-то на железной дороге в Грузии со своим товарищем, но потом тот товарищ потырил с работы кучу денег и его личных вещей, и Шакро (так звали нашего антигероя) поехал его искать в Одессу.
А дальше выяснилось еще: в Одессу он приехал по поддельному паспорту, написал заявление в полицию о розыске вора (интересно, почему он не сделал это у себя дома?). Потом у него закончились деньги и он не смог оплачивать жилье. Когда же его попросили с квартиры, он подрался с хозяином, а тот тоже обратился в полицию. Короче, везде клин.
Ну и наш грузчик-Горький, будучи человеком весьма добросердечным, вызвался ему помочь. Сначала он начинает вкалывать в двойном объеме, чтобы собрать Шакро денег на билет домой. Но денег собрать не удается – грузин Шакро, как оказалось, очень любил пожрать, и все заработанные деньги уходили на его прокорм.
Это при том, что сам Шакро работать категорически отказывался – он же князь. Хотя жрать за чужой счет он не отказывался.
Потом Горький предлагает ему идти до Тифлиса пешком. И там на всем этом пути наблюдается та же самая картина. Горький вкалывает – Шакро жрет. Ну и еще подворовает. И постоянно врет. И постоянно предает. И при этом еще всячески над Горьким издевается. В конце пути, когда они уже добираются до Грузии, Шакро втихаря сбегает в неизвестном направлении, оставляя Горького без малейшей благодарности.
Как вы видите, жружба народов в самом прямом смысле. Разумеется, такое в советской стране рекламировать было нельзя. Ведь это же противоречит пролетарскому интернационализму... Согласно которому (по факту), русский был обязан кормить всех кого ни попадя, кроме себя самого - вот такая была суть тогдашней советской экономики. При этом - без каких бы то ни было встречных обязательств со стороны едоков за его счет.
...И да, если б это написал не Горький, а, к примеру, Зощенко, то этот рассказ вообще бы отказались печатать. А автора вообще бы расстреляли нафиг...
Но а чем же актуален этот рассказ сейчас? Да тем, что он показывает всю систему экономических отношений между республиками в Советском Союзе (хотя я напомню, рассказ был написан в 1894-м).
Русский Ванька вкалывает за двоих-троих-семерых, обеспечивая высокий уровень жизни в других республиках – в данном случае Грузии. У которой работа – это для лохов. Грубо говоря, пускай русский ишачит, а мы будем сидеть и жрать за его счет. Много, жирно и вкусно.
Толстой был зеркалом русской революции. А Горький, получается, стал зеркалом советской экономики. Ибо он, как классик-провидец (и, по совместительству, увы, русский дурак), в этом своем рассказе расписал всю суть экономических отношений внутри Советского Союза. Причем задолго до образования Советского Союза. Поэтому и классик-провидец.
Вот если бы такие рассказы изучались в свое время в России более активно – глупых пингвинов у нас было бы значительно меньше. Включая нынешнее руководство России. Которое не только пингвины, но еще и страусы. Зарывшие последние мозги в песок.
И да, у раннего Горького есть еще рассказ про отношение украинцев к кацапам. Но и про этот рассказ у нас тоже мало кто знает. А надо было бы.