До революции 1917 года, мотоспорт в России был не очень популярен, в то время это был спорт для богатых. Из-за отсутствия собственного производства, спортсменам приходилось покупать мотоциклы в других странах, и только богатые люди могли себе это позволить. Реальный шаг в развитии спорта в России был сделан после революции, после 1918 года. В 1920 году москвичи организовали гонки на мотоциклах на дороге Москва - Клин – Москва, это была первая гонка, организованная первым отделением Русской Федерации. В 1921 году состоялся второй Кубок, который проходил в Туле. Гонка проходила по дорогам общего пользования, с расстоянием в 100 верст (106 км). Позже, в 1928-м, эти соревнования были включены в спартанские спортивные игры (вроде национальных олимпийских игр). Все участники имели частные мотоциклы, купленные за рубежом, на старт вышел 61 мотоциклист, мотогонки проводились по асфальтированной дороге, и во время гонки спортсменам пришлось менять или ремонтировать шины 10 или 15 раз, а также было много технических сходов и механических проблем.
Чемпионат СССР по мотокроссу стал регулярно проводиться с 1928 года. Количество спортсменов намного увеличилось, а популярность мотокросса стремительно растет. В то время были очень популярны чкаловские мотокроссы (названные в честь знаменитого русского летчика), где собирались сотни участников. Победителей кроссов чествовали как национальных героев.
В 1936 году был создан Центральный Автомотоклуб, который сыграл важную роль в развитии мотоспорта в СССР.
После второй мировой войны, удалось добиться некоторых улучшений в популяризации, организации и проведении соревнований по мотокроссу. Большинство гонок были с длиной круга в 30 км и более (в основном, такие расстояния были популярны в СССР и США). Мотоциклы переделывались под внедорожные, но в СССР шла полным ходом разработка и производство специальных машин для мотокросса.
В 1960 году в СССР была создана Федерация авто и мотоспорта. И каждый год, технические виды спорта завоевывали популярность и доступность в стране, техника становилась все совершенней, а гонщики совершенствовали свои навыки. Трассы и организация мероприятий, стали более сложными и захватывающими, а гонки в большей степени заинтересованы в людях. С 1963 года советские гонщики стали регулярно участвовать в международных соревнованиях по мотокроссу высокого уровня. Однако по идеологическим причинам, в СССР было запрещено использовать технику западных стран.
Нашим спортсменам было разрешено использовать мотоциклы только производства Советского Союза и соцстран, в частности, Чехословацкого производства - это были мотоциклы ЧЗ и Ява. Но чешские мотоциклы во многом уступали лучшим образцам производимых в Европе и Японии. Тем не менее, в 1965 году, Виктор Арбеков стал чемпионом мира, объехав самого Жоэля Робера, который был на пике своей формы. Это было поистине ошеломляющим событием. Еще один знаменитый советский гонщик - Геннадий Моисеев, в 1973 году, показал всему миру, высокий потенциал русских спортсменов. До 1980 года, сборная СССР три раза поднималась на первую ступень подиума в Мотокроссе Наций и Трофее Наций, а также в нашем активе два вторых места и четыре третьих места. В ходе чемпионата мира 1973 года, Моисеев выступал на мотоцикле ЧЗ, но на одном из этапов мотоцикл не был доставлен вовремя и тогда австрийцы предложили проехать этап на КТМ. Геннадий Моисеев принял предложение, и выиграл гонку. С KTM Геннадий Моисеев стал трижды чемпионом мира в 1974, 1977 и 1978 годах. В течение первых 18 лет участия в чемпионатах мира, советские гонщики: Арбеков, Григорьев, Моисеев и Кавинов - завоевали четыре золотые медали, две серебряные и четыре бронзовые.
Тем не менее, в 1979 году, был наложен запрет на использование техники западных стран и, опять пришлось пересаживаться на ЧЗ, что сразу сказалось на результатах, и Геннадий с трудом пробился в десятку на чемпионате мира. А в 90-х наши гонщики не могли пройти квалификацию в чемпионатах мира и кроссах наций.
#эндуро #мотоТоксикоз #мотоциклы #гонка