Петербургский Эрмитаж на сегодняшний день является одним из немногих отечественных музеев, числящихся в перечне достопримечательностей общемирового значения.
О том насколько эти лестные убеждения далеки от реальности, я уже говорила в предыдущей статье - получилось несколько язвительное описание проблем и недостатков, с которыми в той или иной степени «посчастливиться» столкнуться каждому, кто отважится на посещение Эрмитажа.
Однако, речь в статье шла исключительно о главном выставочном корпусе, а потому мне, справедливости ради, захотелось выяснить каким образом обстоят дела в других выставочных центрах Эрмитажа, тем более, что в его распоряжении их великое множество — все-таки масштабы коллекции обязывают.
Естественно, что заниматься изучением каждого из них в формате существующей ковидной реальности нет практически никакой возможности. Поэтому, я решила направиться в самый новый.
Логично рассудив, что за малостью лет в нем, как минимум, должно быть меньше пыли и пластиковых цветов, и уж точно не должно быть витрин и выставочных шкафов с элементами суровой советской экзотики. Речь идет о Реставрационно-хранительском центре «Старая деревня» (далее по тексту — РХЦ).
Ожидания и обещания.
Ссогласно справочной информации на официальном сайте Эрмитажа, РХЦ «Старая деревня» - это:
«...уникальная возможность увидеть музейные фонды и познакомиться с их экспонатами – произведениями венецианской живописи и западноевропейскими витражами, древнерусскими фресками и иконами, предметами русской и западноевропейской мебели, старинными витринами и западноевропейскими шпалерами, памятниками буддийского искусства и многим другим».
А еще — это самый новый объект в копилке выставочных комплексов Эрмитажа, оборудованный по последнему слову техники (конечно с учетом того, что строительство зданий происходило в период с 1990 по 2012 годы, т. е. 8 лет назад, но по меркам старых выставочных залов — это действительно «современность»), изначально созданный как хранилище и реставрационный центр для многочисленных фондов знаменитого музея, о богатствах которого ходят легенды.
Согласитесь, что от посещения подобного места любому, кто хоть сколько-нибудь знаком с Эрмитажем, удержаться трудно.
Дополнительным стимулом был еще и перечень выставок в РХЦ, которые можно увидеть в рамках экскурсии (иного формата для посещения данного объекта не предусмотрено): зал карет, театр шпалер, палатка турецкого султана, хранилище мебели 16-19 веков (в т.ч. около 1000 образцов европейской мебели), выставка предметов русской культуры — живопись, фрески, скульптура, и выставка костюма.
Последняя мне, как любой представительнице прекрасного пола, казалась особенно привлекательной.
Естественно, что учитывая все вышесказанное, цена для входа в эту пещеру чудес и сказочных богатств казалась вполне оправданной: 600 рублей за 1,5 часа экскурсии в группе из 5 человек.
Реальность (как всегда — суровая).
А вот теперь приступим к самому интересному: что же на самом деле повезет увидеть посетителям в святая-святых - фондохранилище Эрмитажа. Я не случайно сказала «повезет» - элемент везения вообще ключевой фактор применительно к нашей культуре и реальности, и музеи, конечно, не являются исключением.
Фактор главный и решающий в данном случае: экскурсовод.
РХЦ — это не выставочный комплекс и не музей, он предназначен исключительно для практических целей. В дальнейшем планируется возвести напротив еще один комплекс зданий, предназначенный для экспонирования эрмитажных ценностей и просвещения широких масс, но пока это лишь проекты и мечты, мало связанные с реальностью. Поэтому на данный момент РХЦ приходится довольствоваться теми, помещениями, что у них есть.
Вся экскурсия по сути строится на многочисленных переходах из одного здания в другое, спусках-подъемах на грузовых лифтах, по закрытым лестницам, каждый из единичных выставочных залов находится на приличном расстоянии один от другого (видимо по принадлежности к конкретному реставрационному отделу) и войти в них можно только по электронному ключу-пропуску экскурсовода.
Естественно, что подобная специфика полностью исключает возможность самостоятельного осмотра выставок и экспонатов и ставит посетителей в жесткую зависимость от экскурсовода.
Он, во-первых, определяет насколько содержательной будет ваша экскурсия и что вы вы увидите/не увидите на ней, а во вторых — определяет маршрут посещения. т. к. все вышеперечисленные выставки осмотреть в рамках 1,5 часов физически невозможно.
Нам не повезло: экскурсовод очень монотонно и скучно вещал давно заученный и вымученный текст, практически не пытаясь как-то разнообразить экскурсию интересными фактами, а ведь рассказать было о чем.
Итак, собственно сама экскурсия (если бы речь шла о фильме, то меня, наверное, обвинили бы в спойлерах).
Интересные находки равно как и проблемы с экскурсоводом обнаружились уже в первом зале, посвященном истории искусства экспонирования, в частности — выставочной мебели.
Как бы прозаично это не звучало, на самом деле это интересная часть истории декоративного искусства. Тем более, что посмотреть здесь действительно было на что: отреставрированные витрины и шкафы из разных исторических эпох приветливо встретили нас радужным стеклянным блеском и теплым светом дерева.
В них ощущалось столько изящества и красоты: в сущности простые, обыденные вещи, они когда-то были сложным элементом декора, капризом моды и символом роскошной страсти элиты — страсти к коллекционированию.
Именно здесь, а не в главном корпусе, можно увидеть те из них, которые находились в личной собственности российских монархов и их многочисленных наследников. Вот только какие именно и у кого, сказать уже сложнее: РХЦ — не музей, а потому ярлыков и выставочных указателей рядом с экспонатами нет — вся надежда на экскурсовода…
А экскурсовод обратила внимание лишь на одну-две витрины, которые показались ей наиболее примечательными по каким-то сомнительным причинам, про третью сказала лишь что-то невнятное из серии: «посмотрите какой интересный декор внизу между ножками — его можно было варьировать по желанию заказчика».
Для экскурсовода музея мирового уровня это, по меньшей мере, странный комментарий, особенно применительно к предмету мебели эпохи ампир, ведь любой, даже не очень сведущий в историк,точно знает, что в ту эпоху вся мебель в элитарных кругах «варьировалась по желанию заказчика». Фабричное производство только-только зарождалось, да и в эпоху своего расцвета — на излете 19 века, - обеспечивало более приземленные слои населения.
(в дальнейшем из противостояния двух этих векторов в развитии декоративного искусства сформировалось такое явление как модерн, но об этом подробнее в другой статье).
В итоге, не осмотрев и половины из представленных экспонатов, наша любознательная пятерка неофитов под скромные ремарки экскурсовода из серии «не подходите близко», «не фотографируйте», «не прикасайтесь», «не дышите» (почему-то хочется добавить и «не смотрите») бодро прошествовала к выставке швейцарских витражей.
Мне, как человеку в разное время имевшему счастье (или в данном случае — несчастье) познакомиться в равной степени и с шедеврами средневекового витражного искусства (на примере Сент-Шапель замка Консьержери), и витражей эпохи модерна (см. статьи, посвященные МЭД и Л.К. Тиффани), показалось опять-таки странным, что экскурсовод подробно рассматривает практически каждый из этих скромных и крайне грубоватых образчиков столь древнего и прекрасного искусства.
Нет, я нисколько не пытаюсь умалить значение подобных экспонатов: в какой-то степени швейцарский городской витраж — это совершенно особый жанр в рамках витражного искусства. Он не лишен определенной степени изящности (которая, по-видимому, в равной степени присуща практически всем изделиям из стекла) и особой формы красоты — особенно, когда речь идет о так называемых «свадебных витражах».
Но тот объем экскурсионного времени, который был выделен на их описание, кажется мне несправедливо завышенным. Особенно с учетом того, что в предыдущем зале нам не удосужились выделить и пяти минут на осмотр тех витрин, где были размещены изделия из европейского фарфора: экскурсовод вскользь остановилась лишь на одной, а ведь под них была выделена почти половина выставочного зала…
Что и говорить — видимо наши с ней предпочтения не совпали: мне симпатична изящность и гладкий блеск фарфоровых безделушек, ей — скромное обаяние маленьких швейцарских витражей.
Расхождение во взглядах обнаружилось и дальше, при выборе маршрута: вместо «танцующих шпалер» и выставки русской живописи наш проводник решил направиться на выставку икон и древних фресок. Сказать, что переход от европейских витражей к отечественным фрескам и иконам был запоминающимся — значит не сказать ничего.
Представьте, что из мира света, красок, западноевропейского декора, пышущего блеском позолоты и вычурностью форм, вы внезапно попадаете в царство теней и мрака, пронизанного загадочным, мистическим ореолом православных святынь и памятников.
Безусловно, оценить историческую значимость этой коллекции невозможно в принципе — она бесценна. Древние фрески давно разрушенной псковской церкви, чудом дошедшие до нас с 14 века, странным образом сочетают в себе какую-то родную, душевную теплоту и возвышенную, строгую красоту.
О коллекции икон и говорить не приходится — ее масштабы поражают, а красота и тонкость работы завораживает. Все экспонаты, представленные здесь — те немногие, что смогли пережить трагичные для истории русской православной церкви советские годы.
Многие из икон, не смотря на все усилия реставраторов, до сих пор хранят на себе печальные отметины тех жестоких лет: ожоги от церковных пожарищ, трещины от многочисленных перемещений и неправильного хранения… Эти исторические дефекты навсегда останутся вместе с ними как напоминание о самой бездушной эпохе...
К сожалению, по воле экскурсовода, большинство из икон в итоге превращаются лишь в некий безымянный образ на задворках памяти особенно внимательных посетителей.
Рассмотреть их все физически не хватает времени, а те, что обращают на себя внимание не всегда числятся в заученных изречениях экскурсовода. Вообще выставка подобной значимости и формата — это скорее тема для отдельного посещения, не очень правильно мешать в одной куче ценности духовные и ценности — материальные.
Но наш проводник не унимался— ему подобные сомнения были не свойственны… А потому из мира религии и мистики нашу счастливую пятерку сразу погрузили в самое пестрое и капризное царство — царство моды.
Именно этот зал является самой главной целью для большинства посетительниц РХЦ — единственное место в России, где на одной выставке можно увидеть все и сразу: от праздничных национальных сарафанов до гардероба Петра I, от не по-мужски аляповатых сюртуков Александра I (лучше всего свидетельствующих о его ветреной и непостоянной натуре) до роскошных платьев императорских фрейлин.
А еще, здесь можно созерцать шедевры (к некоторым из них это слово не совсем применимо) из истории современной моды: начиная от платья Кристиана Диора из коллекции New Look 1948 года (частный дар) и заканчивая последними творениями Эль Сааб и Ральфа Симонса(дар компании «Babochka»).
Знаменитая галерея костюмов, об открытии которой так много говорилось в конце 2019 года…По сути в одном зале представлена вся ретроспектива модной истории, вот только об основных этапах ее вы опять-таки узнаете немного (если конечно вам повезет с экскурсоводом так, как повезло с ним нам).
Во-первых само расположение экспонатов очень странное: витрина слева — исторические образцы, витрина справа — народный костюм и современная мода (никак опять отечественные специалисты подошли к вопросу экспонирования со своей особой фантазией).
Итог: бедный экскурсовод лихорадочно мечется справа налево то призывая оценить масштабы коллекции платьев Петра I, в особенности его зимнее пальто и пару ботфорт, а затем - ансамбль из коллекции Эль Сааб 2016 года, то - прекрасные воздушные платья эпохи модерна, а сразу после них - убогое зеленое нечто — одно из первых творений Вячеслава Зайцева.
Наверное, подобный подход можно рассматривать как некую творческую находку, особенно если вы человек подкованный в истории моды, а вот если нет — впечатление может получиться несколько скомканным и сумбурным…
После этого своеобразного дефиле мы все дружно очень долго пробирались по коридорам, чтобы иметь возможность в течении 10 или 15 минут созерцать чудо — шатер турецкого султана, некогда подаренный Екатерине II.
Этот экспонат поражает скорее не своей исторической значимостью, а масштабами затраченных на его создание усилий: огромное полотнище, расшитое вручную причудливой восточной вышивкой (экскурсовод очень долго и как-то путано пыталась объяснить, в какой особый мир попадает человек в процессе увлечения данным ремеслом).
Благодаря очень сложной системе экспонирования: стеклянной витрине полностью имитирующей форму шатра, можно подробно рассмотреть каждую ниточку, каждый стежок в сложном дизайне этого странного подарка.
После философствований и душевных исканий в исторической атмосфере восточной экзотики, наш экскурсовод решил снова окунуться в мир декоративных радостей и изысков, сопроводив нас на выставку мебели. Как только мы вошли в этот зал, заставленный всевозможными стульями, пуфиками, диванами, кушетками, шкафами и столами, в моем мозгу неожиданно вспыхнула лампочка с лаконичной фразой: «Так вот где все спрятано».
Тема мебели почему-то очень болезненная для Эрмитажа: о печальном состоянии некоторых экспонатов в главном корпусе я уже говорила в предыдущей статье. Ранее подобная несправедливость и ограниченное количество мебели, представленное в других дворцах-музеях, казалась мне логичным следствием трагичной истории 20 столетия: то, что не продали и не разрушили за годы революции, сожгли в блокаду.
Но нет, как оказалось — уцелело очень много, настолько, что по количеству дизайнов, форм и моделей только один этот выставочный зал РХЦ вполне может составить достойную конкуренцию коллекции мебели в французском МЭДе или Лувре…А ведь это только то, что выставлено — есть ведь еще закрытые хранилища.
В общем, логика работы кураторов Эрмитажных выставок остается за гранью моего понимания: почему роскошный, полностью отреставрированный комплект мебели из Павильонного зала Эрмитажа стоит на выставке в РХЦ, а в самом главном корпусе на всеобщее обозрение выставлены стулья и кресла, лишенные даже некоего подобия обивки и каких-либо признаков реставрации.
Естественно, наш скромный гид не смог дать ответов на этот вопрос — она вообще старалась избегать вопросов, а мы в конечном итоге перестали их задавать, благо об истории декоративного искусства хоть какие-то представления есть у каждого…
Но вот вкусы опять не совпали: нам долго и пространно рассказывали про огромный шкаф Петра I, с которого начинается выставка, а хотелось послушать (или хотя бы узнать хоть что-то) про изящный буфет с элементами декора в виде стеклянных лотосов и тонких изгибов — явных спутников моего любимого модерна…
Наконец, после мимолетного знакомства с миром мебели, по лабиринтам коридоров и переходов мы добрались и до последнего выставочного зала. Здесь разместилось царство карет и экипажей, саней и портшезов — самых ярких, самых необычных и самых ценных (как например Коронационный экипаж Екатерины II).
Их размеры, декор, вычурность поражают воображение какой-то нереальностью, экзотичностью — кажется невероятным, что подобные громады могли двигаться, функционировать и имели практическую ценность и значение. Но, возможно, именно благодаря этому, чувство исторической достоверности в этом зале ощущалось наиболее полно…
Итог.
Царство роскошных исполинов — последний этап в запутанном хитросплетении выставочных залов РХЦ. Стоит ли он посещения? Однозначно — да. Культурная и историческая значимость представленных здесь экспонатов огромна.
Минусы:
- территориальная удаленность самого центра;
- сложная структура выставочных залов внутри него;
- невозможность самостоятельного знакомства с выставками;
- отсутствие сопроводительных надписей и указателей к экспонатам;
- скорее всего для детей это будет очень сложный и мало интересный маршрут — предполагается наличие хоть каких-то знаний в области истории искусства (попытки организовать школьные экскурсии ранее предпринимались, но потом их как-то свернули — отзывы были не очень);
- запрет на фотографирование (не совсем понятно, чем обусловлено данное требование).
Плюсы:
- исключительность и качество экспонатов, отреставрированных, представленных во всем блеске и лишенных пыли; многообразие тематик и направлений — есть экспонаты как и из мира декоративного искусства, так и из мира искусства монументального, с зарубежным лоском и отечественным колоритом — на любой вкус;
- отсутствие толп туристов, камерный характер экскурсии.
Стоит ли тратить на это 600 рублей?— вопрос спорный. Например, посещение главного корпуса Эрмитажа, неограниченное по времени, практически в свободном формате стоит 500 рублей, с часовой экскурсией — 1000 рублей. С одной стороны масштаб РХЦ явно меньше, с другой стороны — уникальность и качество экспонатов несколько лучше.
По видимому, решающая роль в этом вопросе по-прежнему остается за человеческим фактором: если повезет с экскурсоводом — цена будет вполне оправданной, а если нет, то...школьная программа вам в помощь.
P.S.: данная статья содержит субъективное мнение автора.
🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺