Человек во всей его истории находился на поле боя между сердцем и разумом. Выбор между долгом и чувствами лег в основу неисчислимого множества произведений искусства и литературы. Однако именно в 18 веке выбор между разумом и сердцем нашел свое отражение в двух противоположенных друг другу течениях искусства.
Еще в 17 веке у сердца не было и шанса на победу, ведь моральные устои общества диктовали преданность человека долгу. В эпоху Просвещения произведения искусства должны были воспитывать высокую мораль в зрителе. Аллегории описывали религиозную веру и осуждали фривольные порывы души человека. Строгие правила композиции и ее смысла существовали под эгидой классицизма.
Однако, уже в 18 веке человек стал обращать все больше внимания к своим чувствам. Интерес к своим чувствам в 18 веке не удивителен, ведь в этот период заграждается промышленная революция, а в месте с ней происходит миграция людей из деревни в город. В окружении камня и железа городские жители обращаются к природе и ее удовольствиях.
Ставя на первое место чувства человека, романисты придают им ценность (внутренний мир человека становится его центром) и важность (без чувств человек становится подобен животному). Удовольствие, любовь, мечты, природа и игра становятся неотъемлемыми аспектами произведений искусства романтизма. Даже в мифологических, исторических и религиозных сюжетах романтики изображают эмоции и переживания персонажей в первую очередь, давая им свободу выбора между долгом и чувствами.
Романтизм продолжил существовать и в 19 веке, став вдохновителем для художников - импрессионистов.