Найти тему
Цикл времени

Электрический город

Рохан Маквильям | Площадь Пикадилли
Рохан Маквильям | Площадь Пикадилли
В конце 19 века Лондонский Вест-Энд ожил. Его гламурные достопримечательности пополнились инновациями в области электрического освещения. Ночь, которая когда-то сулила опасность, стала временем для досуга.

Первое освещение появилось на площади Пикадилли в 1908 году. Вскоре такие театры, как расположенный неподалеку мюзик-холл London Pavilion, стали использовать электрические дисплеи, чтобы предупреждать зрителей о последних шоу.

Суета и движение вокруг статуи Эроса сделали площадь Пикадилли одним из самых узнаваемых мест в Лондоне.

Вест-Энд провозгласили одним из самых увеселительных районов мира, сопоставимых с Таймс-сквер в Нью-Йорке и Елисейскими полями в Париж. Он был известен своим ярким освещением и людьми, которые никогда не спали.

Районы развлечений – жизненно важная часть городской жизни. В крупных городах XIX века возникли отличительные кластеры театров, универмагов, гранд-отелей, элитных ресторанов, модной одежды, танцевальных залов, галерей и концертных площадок. Эти районы развлечений были не просто продуктом капитализма своего периода, они активно создавали современные идеи удовольствий, моды и вкуса.

К 1914 году в лондонском Вест-Энде было 43 театра, 35 кинотеатров, а также музыкальные площадки.

Площадь Пикадилли, Лондон 1908 г.
Площадь Пикадилли, Лондон 1908 г.

Вест-Энд в Лондоне впервые стал районом развлечений в зародыше в конце 18 века. Но по-настоящему современный Вест-Энд сформировался в середине XIX века.

Таверны вокруг Стрэнда в 1830-х и 1840-х годах способствовали развитию вечеров песен и поздних ужинов, которые стали викторианским мюзик-холлом.

Базары и галереи Вест-Энда превратились в отличительную форму розничной торговли: универмаги. Спектакли в театрах на Лестер-сквер, таких, как Альгамбра, прославились ярким зрелищем.

Таким образом, Вест-Энд был лабораторией массовых развлечений, которая с тех пор формировала представления о роскоши и развлечениях. Это также подтвердило статус Лондона как столицы.

Театр Савой, когда он открылся в 1881 году, был первым зданием в мире, полностью освещенным электричеством. На первом представлении импресарио должен был обратиться к публике, чтобы заверить их в полной безопасности электричества. Еще одним новшеством была очередь в кинотеатрах, которая была введена в «Савойе», чтобы уменьшить беспорядочную борьбу за билеты в кассах.

Ресторан отеля Savoy, Лондон, автор Макс Каупер, 1900 год.
Ресторан отеля Savoy, Лондон, автор Макс Каупер, 1900 год.

Успех Савойской оперы был таким, что Д'Ойли Карт смог построить впечатляющий отель возле своего театра. Он хотел составить конкуренцию великим отелям, которые возникли в Париже и других крупных городах: заведениям, которые могли предложить все самое лучшее аристократам и международной плутократии.

Одним из нововведений, на котором он настаивал, были ванные комнаты для каждой спальни. Это настолько контрастировало с предыдущей практикой в ​​отелях, что когда строителю сказали, что в отеле будет 70 ванных комнат, он спросил, не амфибии ли гости.

Вест-Энд сам по себе был формой зрелища. В одном из заведений использовали электрический прожектор, привезенный из Парижа. Установленные на крыше, шесть дуговых фонарей излучали сообщения в ночное небо в 1878 году, чтобы продвигать театр.

Задолго до появления световых указателей на площади Пикадилли, Вест-Энд ассоциировался с освещением. Броское освещение, действующее как сирена, привлекало публику к последнему шоу и одновременно кричало о его современности.

Театры Вест-Энда помогли создать современную культуру знаменитостей. Большие звезды были магнитом, привлекая фанатов, которые стекались в Вест-Энд в надежде хоть немного окунуться в гламур. Популярные журналы, такие как Play Pictorial, усилили очарование шоу в Вест-Энде, одежда, которую носят актрисы, определяет развитие женской моды.

Шафтсбери-авеню от площади Пикадилли в 1949 году
Шафтсбери-авеню от площади Пикадилли в 1949 году

Привлекательность таких увеселительных районов, как Вест-Энд, заключается в том, чем они отличаются от анонимных пригородов и деловых центров. Яркие огни олицетворяли новаторство, привлекали людей в центр города, гламурно и эффектно упрекая викторианскую любовь к домашнему хозяйству.

Источник: Рохан МакВильям – автор книги «Вест-Энд Лондона: создание района развлечений, 1800-1914» (Oxford University Press, 2020).

Спасибо за внимание!

Пишите комментарии. Подписывайтесь на канал Цикл времени.