В конце 19 века Лондонский Вест-Энд ожил. Его гламурные достопримечательности пополнились инновациями в области электрического освещения. Ночь, которая когда-то сулила опасность, стала временем для досуга.
Первое освещение появилось на площади Пикадилли в 1908 году. Вскоре такие театры, как расположенный неподалеку мюзик-холл London Pavilion, стали использовать электрические дисплеи, чтобы предупреждать зрителей о последних шоу.
Суета и движение вокруг статуи Эроса сделали площадь Пикадилли одним из самых узнаваемых мест в Лондоне.
Вест-Энд провозгласили одним из самых увеселительных районов мира, сопоставимых с Таймс-сквер в Нью-Йорке и Елисейскими полями в Париж. Он был известен своим ярким освещением и людьми, которые никогда не спали.
Районы развлечений – жизненно важная часть городской жизни. В крупных городах XIX века возникли отличительные кластеры театров, универмагов, гранд-отелей, элитных ресторанов, модной одежды, танцевальных залов, галерей и концертных площадок. Эти районы развлечений были не просто продуктом капитализма своего периода, они активно создавали современные идеи удовольствий, моды и вкуса.
К 1914 году в лондонском Вест-Энде было 43 театра, 35 кинотеатров, а также музыкальные площадки.
Вест-Энд в Лондоне впервые стал районом развлечений в зародыше в конце 18 века. Но по-настоящему современный Вест-Энд сформировался в середине XIX века.
Таверны вокруг Стрэнда в 1830-х и 1840-х годах способствовали развитию вечеров песен и поздних ужинов, которые стали викторианским мюзик-холлом.
Базары и галереи Вест-Энда превратились в отличительную форму розничной торговли: универмаги. Спектакли в театрах на Лестер-сквер, таких, как Альгамбра, прославились ярким зрелищем.
Таким образом, Вест-Энд был лабораторией массовых развлечений, которая с тех пор формировала представления о роскоши и развлечениях. Это также подтвердило статус Лондона как столицы.
Театр Савой, когда он открылся в 1881 году, был первым зданием в мире, полностью освещенным электричеством. На первом представлении импресарио должен был обратиться к публике, чтобы заверить их в полной безопасности электричества. Еще одним новшеством была очередь в кинотеатрах, которая была введена в «Савойе», чтобы уменьшить беспорядочную борьбу за билеты в кассах.
Успех Савойской оперы был таким, что Д'Ойли Карт смог построить впечатляющий отель возле своего театра. Он хотел составить конкуренцию великим отелям, которые возникли в Париже и других крупных городах: заведениям, которые могли предложить все самое лучшее аристократам и международной плутократии.
Одним из нововведений, на котором он настаивал, были ванные комнаты для каждой спальни. Это настолько контрастировало с предыдущей практикой в отелях, что когда строителю сказали, что в отеле будет 70 ванных комнат, он спросил, не амфибии ли гости.
Вест-Энд сам по себе был формой зрелища. В одном из заведений использовали электрический прожектор, привезенный из Парижа. Установленные на крыше, шесть дуговых фонарей излучали сообщения в ночное небо в 1878 году, чтобы продвигать театр.
Задолго до появления световых указателей на площади Пикадилли, Вест-Энд ассоциировался с освещением. Броское освещение, действующее как сирена, привлекало публику к последнему шоу и одновременно кричало о его современности.
Театры Вест-Энда помогли создать современную культуру знаменитостей. Большие звезды были магнитом, привлекая фанатов, которые стекались в Вест-Энд в надежде хоть немного окунуться в гламур. Популярные журналы, такие как Play Pictorial, усилили очарование шоу в Вест-Энде, одежда, которую носят актрисы, определяет развитие женской моды.
Привлекательность таких увеселительных районов, как Вест-Энд, заключается в том, чем они отличаются от анонимных пригородов и деловых центров. Яркие огни олицетворяли новаторство, привлекали людей в центр города, гламурно и эффектно упрекая викторианскую любовь к домашнему хозяйству.
Источник: Рохан МакВильям – автор книги «Вест-Энд Лондона: создание района развлечений, 1800-1914» (Oxford University Press, 2020).
Спасибо за внимание!
Пишите комментарии. Подписывайтесь на канал Цикл времени.