Притчи составляют одно из главных содержаний поучений Иисуса Христа. И уже тогда они вызывали вопросы из-за трудности их расшифровки и непонятности.
Сами представьте, кто-то вам рассказывает такую простую, «невинную» и очень обыденную историю:
«…вот вышел сеятель сеять:
И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;
Иное упало на места каменистые, где не много было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;
Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло;
Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;
Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
Кто имеет уши слышать, да слышит!» Мф. 13. 3-9.
Рассказал и на этом остановился.
- И что? – недоуменно вопрошаете вы? – К чему все это?
Такое же недоумение вызывали притчи Христа и в то время, в частности эта же самая притча.
Он ее рассказал простому народу, сидя в лодке и не прибавил к ней никакого разъяснения, за исключением характерного: «Кто имеет уши слышать, да слышит!»
Значит, для понимания притч мало иметь уши, нужно еще уметь ими слышать.
Слышать то, что скрывается за простым повествованием «из жизни».
Если вы никогда не читали Евангелие и не знаете, что означает эта притча (ее дальше «расшифровывает» Сам Иисус), сможете самостоятельно раскрыть ее смысл? О чем она? Что за «сеятель»? Что означают «семена» и их разная судьба?
Проверьте свою способность «слушать и слышать». Есть у вас такое умение?
Скорее всего, нет – и в этом нет ничего удивительного. Этим умением не обладали даже ученики Иисуса Христа.
Они тоже просили Его раскрыть смысл этой притчи. (Христос раскрывает ее дальше – Мф. 13.18-23)
Но – мало этого – видимо, столкнувшись уже не в первый раз с тем, что Спаситель рассказывает народу мало понятные истории, ученики спрашивают: «для чего притчами говоришь им? (Мф. 13. 10).
Ответ Иисуса Христа наводит на довольно горькие размышления. Давайте с ним ознакомимся:
«Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны «Царствия Небесного, а им не дано;
Ибо, кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;
Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
И сбывается над ними пророчество Исайи, которое говорит: «слухом услышите, и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите;
Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышать ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их». Мф. 13. 11-15.
Если сжать все сказанное, то получится, что Христос говорит притчами из-за «слепоглухоты» людей.
У них есть глаза, но они ими не видят. У них есть уши – но они не слышат. Поэтому им бесполезно говорить прямое поучение: делайте так-то и так-то. Они его «не уразумеют» и делать соответственно не будут.
Увы – прошло две тысячи лет, а ситуация не изменилась. Все осталось таким же и люди те же. Такие же «слепые» и «глухие». У них есть «невидящие» глаза и «неслышащие» уши.
Ситуация даже значительно ухудшилась.
Если во времена Христа стоял один только Иерусалимский храм, то сейчас храмы стоят везде, но большинство людей их «в упор» не замечают. Просто видят и проходят мимо, будто они действительно слепые.
Во времена Христа народ был безграмотен, и только немногие книжники умели читать, да и сами книги представляли собой труднодоступные и дорогостоящие свитки. То сейчас – найти Библию или Евангелие не проблема. Было бы желание.
Но его нет. Люди не хотят слушать Слово Божие. Воистину – имеют уши и не слышат. Слепые и глухие.
Все то же самое. Поэтому и нельзя к этим людям обращаться напрямую. Они еще этого и недостойны.
Господь наш Спаситель недаром предупреждает:
«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас». Мф. 7.6.
Все так и есть. Люди-псы и люди-свиньи просто затопчут «жемчуг» Божьего слова своими «лапами» и «копытами», а вас, в лучшем случае, польют грязью издевательств. А то – дай им волю! – и растерзают.
Поэтому им – только притчи. Может быть, самые умные из них, которые еще не до конца потеряли свою совесть и своими грехами не до конца растлили свою душу, задумаются.
Задумаются и захотят «расшифровки». А промучившись бесплодно, полезут в Евангелие не с целью его в очередной раз облить его грязью, а действительно захотят разобраться. И тогда в их души, возможно, и пробьется луч Божественного света.
На это остается только надеяться.