Найти тему

Чем торговали в японских магазинах в начале XX века?

Франц Вергаз «Коллекционерша в зелёном кимоно». Аукцион Кристи.
Франц Вергаз «Коллекционерша в зелёном кимоно». Аукцион Кристи.

В конце 19 века в Петербурге многие увлекались благовониями Востока, кокаином, мистицизмом, предсказателями и целителями. Началась борьба за выход в Тихий Океан. Наша эскадра получила право зимней стоянки в Нагасаки, откуда стали привозить и перепродавать занимательные лаковые шкатулки, вещи из черепахи, фарфор и мебель. Кстати, мебель ценилась больше всего. Неведомая Япония после посещения императором в бытность его наследником стала интересовать петербуржцев - всем хотелось узнать, за что цесаревич «схлопотал по шапке» , и очень уж завлекательными были слухи о похождениях с гейшами великих князей. Те немногие, кто удостоились чести видеть привезённых наследником кукол гейш во весь рост, говорили, что они так изысканны, что прямо как живые. Из Парижа пришли новые духи с японским названием «Мицуко», шла оперетта «Микадо» , балет «Микадо» и т.п. Весь Петербург распевал куплеты из оперетки «Гейша» . Импрессионисты писали картины под влиянием японских гравюр, порой используя японские предметы .

Огюст Ренуар «Девушка с веером» Гос.Эрмитаж
Огюст Ренуар «Девушка с веером» Гос.Эрмитаж

В 1900 году было закончено строительство Сибирской железной дороги. Расходы и сроки на транспортировку товаров значительно уменьшились, и уже в 1899 году, в шикарном магазине «Alexandre» на углу Невского и Малой Морской стали торговать высокохудожественными японскими вещами. Их привозил один японец, но, поскольку он не говорил на европейских языках, в качестве японо-французского переводчика к нему был приставлен 25-летний способный молодой человек Ёкои Кисабуро. Из воспоминаний А.П.Остроумовой-Лебедевой: «В те годы, 1900-1903 год , появились в Петербурге японцы. Они продавали гравюры старых японских мастеров. Потом продавали ман-гуа (книжки) и нэцкэ- маленькие фигурки, вырезанные из дерева и кости.»

-3

В магазине на Невском продавали, в основном, дорогие вещи, тогда как в чайных лавках стали продавать японские изделия попроще. Они пользовались громадным спросом - многие хотели с минимальными затратами украсить своё скромное, а иногда, и жалкое существование в меблированных комнатах или комнатках. Например, Антон Павлович Чехов был большим любителем вещей из японских магазинов. Он обставил свой дом в Ялте легкой японской мебелью и купил туда же японские вазы, веера, и прочее. Его Дама с Собачкой тоже была любительницей японских магазинов: « У неё в номере было душно, пахло духами, которые она купила в японском магазине.» Максим Горький от А.П.Чехова не отставал: особенно любил японский фарфор, костяные фигурки «нэцке» и «окимоно».

Лаковая полочка из японского магазина, такая же , как в «Мелихово» у Чехова
Лаковая полочка из японского магазина, такая же , как в «Мелихово» у Чехова

С началом русско-японской войны все японцы были депортированы. Но служащий магазина на Морской по имени Ёкои не захотел уезжать, женился на дальней родственнице хозяина Лауре, переехал в Москву, где открыл маленький японский магазин на Кузнецком мосту и начал продавать там простые и недорогие вещи, сделав акцент на детские игрушки. И не прогадал. Сарафанное радио сработало и московские мамочки бросились скупать японские игрушки. Ёкои разбогател и в 1907 году открыл второй, большой магазин «Японика» в только-что построенном здании Саввино-Сторожевского подворья на Тверской .

Здание Саввино-Сторожевского подворья. С 1907 по 1918 год здесь размещался японский магазин «Японика»
Здание Саввино-Сторожевского подворья. С 1907 по 1918 год здесь размещался японский магазин «Японика»

Из воспоминаний пом.архитектора Бондаренко Ильи Евграфовича:

« В начале 1900 годов открылся на Тверской в доме Саввинского подворья японский магазин, где продавался товар не высокого качества, далекий от подлинного японского искусства: веера, шарфы, шторы из бусинок и камыша, лаковые изделия и тому подобное. Был для Москвы новым явлением, культивирующим дурной вкус. Возможно, этот магазин был маскировкой для шпионов, каких засылала Япония перед русско-японской войной 1904-1905 года.»

Не знаю , как молодой архитектор, но все актеры императорских театров были рады появлению такого магазина и бросились покупать там кимоно, ширмы и отрезы японского шёлка. Хотя магазин на Тверской и открыли уже после русско-японской войны, в 1907 году, этот магазин реально стал центром японской диаспоры в Москве. Хозяин был в курсе всех новостей и событий, часто ссужал поиздержавшихся японцев деньгами, и менял для японских туристов валюту. Поэтому в магазине продавали также и товары для японских туристов : дорогие меха, мелкие вещицы Фаберже (фотоальбомы, блокноты, рамки и пр. ) плюс швейцарские ручки.

Безделушки Фаберже
Безделушки Фаберже

После 1912 года в Москве , в Камергерском переулке в здании МХАТА открылся третий японский магазин - «Мацуура»

Рекламная открытка начала века
Рекламная открытка начала века

Торговый дом «Мацуура» - это первая торговая фирма, которая была создана в 1906 году в Иокогаме специально для торговли с Россией. В 1906 году они открыли свой первый магазин во Владивостоке, потом в Харбине , а потом уже и в Москве. Фотографии интерьера магазина в Москве не сохранилось, зато сохранилась фотография их маленького портового магазина в Харбине. По метражу магазины одинаковы, поэтому, думаю, что интерьер был такой-же.

-8

Внизу , под прилавком, на этой фотографии видно много заварочных чайников: в России продавалось мало фарфоровых изделий, они были дороги и не такие тонкие и прозрачные. Поэтому качественные и сравнительно дешевые японские чайники шли на «ура» . И, кстати, очень хорошо смотрелись рядом с русскими самоварами:

Самовар и чайник из Дома-музея М.Горького на Большой Никитской
Самовар и чайник из Дома-музея М.Горького на Большой Никитской

С началом Первой Мировой Войны , в здании русского страхового общества «Россия» торговый дом «Мацуура» открыл свой второй магазин, но там уже торговали бинтами, зубными щётками , пуговицами и пр. - то есть обычными товарами, которые заменили на рынке немецкие товары, попавшие под санкции. Тогда же ещё одна фирма - «Такэути» открыла свой маленький магазин в Верхних Торговых рядах (ГУМе) .

Реклама 1917 года
Реклама 1917 года

После Великой Октябрьской Социалистической революции японские товары попали под санкции и все японские магазины были закрыты. А жаль... сейчас в Москве нет ни одного аутентичного японского магазина, где можно было бы купить кимоно, юката, отрезы шелка, фарфоровые вазы и посуду, ширмы, гравюры, лаковые изделия, веера, катана, самурайские доспехи, нэцке, мангу, рисованые свитки, шарфы, шторы из бусинок, лаковые панели, мебель, кафельную плитку, игрушки, бибабо, духи, заколки и фонарики.

Маковский.
Маковский.

Светлана Хруцкая