Гамсутль - покинутый аварский аул. Аул переводится как крепость, а Гамсутль переводится как "у подножия ханской крепости". Гамсутль по возрасту ставят на равне с Дербентом. Это древнейшее село не только в самом Дагестане, но и в России.
За сотни лет своего существования, жители аула сменили несколько религий, от зороастризма и христианства до ислама, а во времена СССР и отрицание какой-либо религии в принципе.
До середины XX — века Гамсутль был большим населенным пунктом, в нем была школа, магазины и даже медчасть, электричество а в само село вела автомобильная дорога. К тому моменту Аул уже насчитывал до сотни домов. Но в середине 1960-х годов прошлого века, жители начали покидать аул. Кто-то перебрался в Чох, где к тому времени был более перспективный колхоз, кто-то перебрался в Чохскую коммуну и Гуниб, а кто — то уехал в Махачкалу (Махачкала - столица Дагестана).
К концу 70-х - аул полностью опустел и начал приходить в запустение. Но в 90-е вернулся один из его жителей Абдулжалил Абдулжалилов. Все эти годы в ауле оставался один жилой дом с пасекой и настоящим смотрителем "музея под открытым небом". Он жил в своем родовом доме в дальней части аула. Помимо пасеки у него был огород, а в последние годы к нему заходили многочисленные туристы. Но в 2015 году Гамсутль лишился своего последнего преданного жителя, Абдулжалил умер.
Горы и время отвоевывают своё. Без обслуживания и ухода, многие дома за полвека уже разрушены до неузнаваемого состояния, улицы сползают вниз. Без постоянного ухода за автомобильной дороги, многочисленные осыпи разрушили её в нескольких местах и теперь она обрывается в нескольких километрах от аула, а дальше узкая тропа. Многие дома представляют опасность для туристов, потому что несущие стены и земляные перекрытия во всех домах разрушены.
Улицы аула представляют собой многоярусное строение домов, типичное для всего горного Дагестана. Нижний ярус без дверей, но с проемами арочного типа — для скота, а верхние ярусы жилые. Отчасти это было связано с тем, что наиболее удобные места для строительства домов использовались под пастбища и огороды.
С одной стороны жаль, что такие обжитые места были покинуты своими жителями, а родовые дома с многовековой историей брошены на произвол. Но с другой стороны, люди ушли за прогрессом, ведь основные технологии и рабочие места сосредоточены теперь в городах. Из таких вот горных аулов нередко выходили настоящие эксперты в своих отраслях — пилоты, врачи, инженеры, писатели, политические деятели, спортсмены и многие другие.