Разумеется, героинь советского кино гораздо чаще называли Катями и Надеждами. В кадре мелькали Зиночки, Татьяны, Светы и Ларисы с Маргаритами. Но есть одно имя, которое 1) или принадлежит феерической-харизматичной даме 2) или весьма занятно обыгрывается. Это Людмила — очень интересное, «гибкое» и многогранное имя — оно фонетически привлекательно и может распадаться на два непохожих имени — Люда и Мила. Двойственность. Итак, пять незабываемых Людмил, Людок и Людочек из советского кино.
1. Итак, первым номером Людмила Прокофьевна Калугина из офисной мелодрамы «Служебный роман» (1977). Железная леди с трепетной и ранимой душой. Эффектная мымра и восхитительная дама-босс. Образованная и знающая толк в поэзии. Умница и вовсе не зверюга. В одной из сцен Новосельцев жонглирует словами и вообще — играет,называя руководительницу: Прокофий Людмилович, как бы намекая, что Калугина сама играет в сильного мужика, управляющего людьми, будучи слабой, очаровательной и милой Милой.
2. Далее — красивая, вздыхающая Людочка из ретро-шоу «Покровские ворота» (1982), выбранная Хоботовым лишь потому, что она — антипод Марго и уж точно не будет критиковать за промахи. Воздушная и лёгкая, она, тем не менее, имеет вполне земную профессию и умеет быть строгой с пациентами. Обозлённая Маргариты Павловна, желая унизить пассию бывшего супруга издевательски скатывается на «Милочку», игнорируя «Людочку». Тут опять игра слов — милочка в значении «такая дивная, что уже дурочка».
3. Следом идёт, порхает Людмилочка из лав-стори на фоне столичной жилплощади - «Москва слезам не верит» (1979). Нахрапистая и авантюрная, и, вместе с тем, не подлая и добрая, Людмила устраивается, как может. И снова двойственность - у охотницы не может быть такого горячего сердца. Причём, авторы фильма из дидактических соображений вырезали фрагменты её счастливой жизни с Гуриным. Люда-Мила хочет быть милой людям, чтобы поиметь выгоду, но в финале оказывается на очень скромной должности — гораздо более «непрестижной», чем даже малярно-строительная карьера Тоси.
4. Конечно же Людка из философической пасторали «Любовь и голуби» (1984). Она, скорее, фоновый персонаж и не особо отсвечивает на фоне старших поколений — Васи с Надей и Шуры с Митей. Однако фраза «Людк-а-Людк!» сразу же после премьеры пошла в народ и стала одной из наиболее узнаваемых кино-цитат. Эта Людка-Милка тоже двойственна — очень сильная и грубоватая внешне, молодая женщина крайне чувствительна и скрытна. Мы не знаем, почему она рассталась с городским мужем — этого так и не узнали даже её родители.
5. Процессию замыкает эпизодическая женщина-фатум Людмила из сантехнического триллера «Афоня» (1975). В тот момент, когда главгерой уже обозначил свои намерения, он запоздало вопросил, как зовут его новую грёзу в сиренево-голубом мини-платье. Последовал равнодушный ответ: «Людмила». О том, кто она такая и кем работает — можно только догадываться и прикидывать. Несмотря на то, что громоздкая Людмила появляется только в одном фрагменте, а потом растворяется в ночи, она хорошо запомнилась. И не только своим бюстом, но сочетанием апатии с резким переходом в «энергичные танцы».
Zina Korzina (c)