Найти тему
Алексей Доронин

Реактивный первенец Югославии

Уже весной 1946 г. небо над Югославией стало беспокойным. Западная авиация все чаще нарушала границы воздушного пространства страны. Тогда Иосиф Броз Тито, не посоветовавшись со Сталиным, отдал приказ открывать огонь по нарушителям. В августе 1946 г. в Белграде был вынужден приземлиться американский С-47, получивший повреждения от Яков ПВО Югославии. Через месяц такой же самолет был сбит. В том же месяце огнем ПВО был сбит греческой истребитель.

Югославскому руководству стало ясно, что для эффективной борьбы с нарушителями, особенно - истребителями, необходима реактивная авиация. В мае 1947 г. югославская делегация направилась в Чехословакию с целью ознакомления с реактивным самолетом S-92 Turbina. Была достигнута договоренность о производстве этого самолета в Югославии. Однако из-за нерешительности чешской стороны сотрудничество не сложилось.

Лучше шли переговоры с СССР. Министр обороны Николай Булганин был "за", и югославы были уверены, что проблема решена, но ссора Тито со Сталиным все изменила. Югославам пришлось решать проблему самим. И они взялись. Капиталовложения в оборонную промышленность в 1951 г. по сравнению с 1947 г. выросли на 4124%! Авиаконструкторы задействовали пленных немецких специалистов; помощь в создании реактивного самолета обещали англичане, но дальше обещаний дело не пошло. Французы выставили невыполнимые условия и слишком высокую цену. В итоге Югославия получила от них только лицензию на производство реактивных двигателей Turbomeca Palas 056А малой мощности.

Проектирование первого реактивного самолета поручили конструкторской группе во главе с майором Драгутином Бешлиным. Перед Второй мировой войны он сконструировал бомбардировщик Б-5, который управлялся летчиком из положения лежа на животе. Позже он создал подобный самолет Икарус 451.

Икарус 451. Фото из журнала "Авиация и космонавтика"
Икарус 451. Фото из журнала "Авиация и космонавтика"

Он отличался малым весом и прекрасными аэродинамическими характеристиками и именно его Бешлин решил оснастить реактивным двигателем Turbomeca Palas. Самолет назвали Икарус 451М и собрали прототип гораздо быстрее назначенного времени. К тому моменту болгары и венгры уже страны пользовались советским реактивными самолетами, а греки и итальянцы - американскими. Отставать от соседей, с некоторыми из которых у Югославии были территориальные споры, было никак нельзя. Конечно, Икарус 451М не был мощным оружием, но вопрос уже стал политическим. И вот, в октябре 1942 г. новый самолет начал летать, а 1 мая 1943 г. его показали Тито. Тактико-технические характеристики Икаруса 451М оказались ниже запланированных, бортовое оборудование было самым минимальным. Но в "реактивный клуб" Югославия вступила!

Икарус 451М . Рисунок из журнала "Авиация и космонавтика"
Икарус 451М . Рисунок из журнала "Авиация и космонавтика"
Икарус 451М . Фото из журнала "Авиация и космонавтика"
Икарус 451М . Фото из журнала "Авиация и космонавтика"

Икарус 451М так и не был доведен до ума и не поступил в производство. Уже через полгода в югославские части стали прибывать американские реактивные самолеты Т-33 и F-84G.

А Икарус 451М стал учебным самолетом. Его также демонстрировали иностранным делегациям. Он совершил 141 полет и в 1961 г. был передан в музей.