Найти в Дзене
Морская коллекция

Бронепалубные крейсера. Калифорния строит флот. «Сан-Франциско» С-5.

Оглавление

Строительство стального Нового флота Северо-Американских Штатов привело к быстрому подъему судостроительной промышленности страны. Государственные военные заказы- они как стимуляторы роста для соответствующих секторов. Если первые корабли АВСД в 1883 году пришлось практически безальтернативно заказывать у Delaware River Iron Ship Building and Engine Works («Джон Роуч»), которая вообще не имела опыта военного кораблестроения, то через пятилетку за заказы морского департамента началась настоящая конкуренция. На восточном побережье основным поставщиком военного флота стал William Cramp & Sons Ship & Engine Building Company из Филадельфии. На западном побережье развитие судостроительного кластера шло не так быстро. Активно модернизировались и государственные верфи.

Актом Конгресса от 3 марта 1887 года была профинансирована постройка двух 4000 тонных крейсеров. Если заказ на первый, известный как "Филадельфия" С-4 получил энергичный Крамп, который отстоял свой проект, созданный на основе британского проекта "Балтимора", то второй, согласно задумке конгрессменов, надлежало строить на западном побережье, где судостроительная промышленность находилась в зачаточном состоянии.

Проект второго был подготовлен морским департаментом на базе первого американского "номерного" крейсера «Ньюарк». От прототипа он отличался схемой размещения артиллерии и составом парусного вооружения. Парусное вооружение напоминало "Филадельфию", как у трехмачтовой шхуны без кливеров. Орудия 152 мм, в отличие от прототипа, были расположены и на спонсонах (восемь) и на верхней палубе( по паре в оконечностях).

На западном побережье тогда была только одна крупная частная верфь, способная строить стальные военные корабли, это созданная талантливым инженером И.М. Скоттом верфь Union Iron Works в Потреро-Пойнт. В 1885 году здесь спустили на воду первое стальное судно на тихоокеанском побережье- угольщик "Араго". Сталь для него поставила местная компания Pacific Rolling Mills. В 1886 году UIW получила первый свой военный контракт на 1 000 000 долларов на постройку крейсера USS Charleston для флота США.

Union Iron Works, иллюстрация из американского научного журнала.
Union Iron Works, иллюстрация из американского научного журнала.

Завод Union Iron Works, 1880 гг. Иллюстрация: San Francisco Maritime Museum Library
Завод Union Iron Works, 1880 гг. Иллюстрация: San Francisco Maritime Museum Library
1890-е, спуск военного корабля.
1890-е, спуск военного корабля.

Завод Union Iron Works, Начало 1900-х гг. Военные корабли в заливе. Источник: San Francisco Maritime Museum Library
Завод Union Iron Works, Начало 1900-х гг. Военные корабли в заливе. Источник: San Francisco Maritime Museum Library

-6

Второй крейсер, в соответствии с актом Конгресса, должен был быть по возможности построен на западном побережье. Контракт заключили 26 октября 1887 года с Union Iron Works в Сан-Франциско (Калифорния) на 1428 000 долларов за крейсер (контрактная цена на корпус и оборудование) по проекту морского департамента. За меньший на 320 тонн корабль переплатили 78 тысяч долларов, но вложения посчитали оправданными для развития судостроения в этом регионе. Это был крейсер "Сан-Франциско" С-5.

26 октября 1889 года крейсер спустили на воду, крестной матерью корабля стала пятнадцатилетняя мисс Эдит Уоллес Бенхэм, дочь адмирала Эндрю Элликот Кеннеди Бенхэма, героя гражданской войны, коменданта военно- морской верфи Мэр-Айленд. Мисс Бенхэм потом 25 лет служила секретарем Белого дома при Вудро Вильсоне, Франклине Делано Рузвельте и Гарри Трумэне, похоронена на Арлингтонском национальном кладбище.

В строй крейсер вошел 15 ноября 1890 года под командованием капитана Уильяма Т. Сэмпсона, будущего адмирала и командующего американским флотом в Атлантике во время войны с Испанией.

А на этой же верфи были потом построены крейсер "Олимпия", броненосец "Орегон", крейсер для японского флота "Читосе" и много других боевых кораблей.

-7

«Сан-Франциско» USS "San Francisco" C-5. C17 июля 1920 г. минный заградитель (CM-2), после 1921 г. "Тахо" Tahoe(1930–1931) , с 1 января 1931 г." Йосемити" Yosemite(1931–1937) . «Union Iron Works», Сан-Франциско. Заложен 14 августа.1888. Спущен на воду 26 октября 1889 г. Введён в эксплуатацию 15 ноября 1890 г. Переоборудован для установки мин в июне 1908 г. Переквалифицирован в минзаг 19 декабря 1912 г. Введен в эксплуатацию 16 октября 1916 г. В резерве с 24 декабря 1921 г. Списан 8 июня 1937 г. Продан на слом 20 апреля 1939 г.

Водоизмещение 4088 длинных тонн (4154 т) (стандарт), 4583 длинных тонны (4657 т) (полная нагрузка). Длина 94 /98,91 м. Ширина 14,78-14,99 м. Осадка 5,72-5,74 м (средняя осадка), 6,81 м (максимальная осадка)
Бронирование-палуба — 51мм (скосы 76 мм), рубка — 76 мм, щиты орудий 51 мм
Двигатели- две горизонтальные паровые машины тройного расширения, 4 цилиндрических паровых котла, 10 500 л. с.. Движитель 2 винта. Скорость хода 19 узлов.Запас угля 627 т. Парусное вооружение шхуны. Дальность 3432  морских миль при скорости 10 узлов. Экипаж 384 человека (34 офицера).
Вооружение- 12 × 1 — 152-мм/30 Mark 3, 4 × 1 — 57-мм 6-фунтовые , 4 — 47-мм 3-фунтовые , 2 × 1 — 37-мм однофунтовые , 4 × картечницы Гатлинга *(как построено)

Общие характеристики (1914 г.) Минный заградитель.

8 × котлов Babcock & Wilcox, 9761 л.с. ( на испытаниях), экипаж 32 офицера, 271 матрос. Вооружение: 8 × 5 дюймов (127 мм) / 40, 4 × 6-фунтовых 57-мм пушки, 300 военно-морских мин Mark II

Общие характеристики (1921 г.) Минный заградитель.

Экипаж 52 офицера и 351 матрос. Вооружение: 4 × 5 дюймов (127 мм) / 51, 4 × 57-мм 6-фунтовые скорострельные орудия, 2 × 3 дюйма (76 мм) / 50 калибра зенитных орудия , 2 × пулемета, до 300 военно-морских мин Mark II

-8

Крейсер имел стальной корпус с высоким бортом. По проекту имел парусное вооружение трехмачтовой шхуны. Он стал последним американским крейсером с парусами. Вскоре их сняли. В районе миделя размещались две дымовые трубы.

Силовая установка состояла из двух горизонтальных паровых машин тройного расширения и четырех двусторонних цилиндрических котлов мощностью 10 500 л.с., работающих на два винта. "Сан-Франциско" стал последним американским крейсером с горизонтальными машинами. Расчетной скорости в 19 узлов удалось на испытаниях достичь при мощности машин 9912 л.с. Запас угля в 350 тонн позволял пройти на 10 узлах 3 432  морских миль , при максимальной загрузке на 850 тонн угля дальность возрастала до 8 333 морских миль.

Бронирование крейсера было довольно скромным-палуба 51 мм в плоской части и 76 мм на скосах. Рубка была защищена 76 мм броней, орудийные щиты имели толщину 51 мм.

USS_San_Francisco_6_inch_gun_breech_&_crewman_LOC_4a14716v
USS_San_Francisco_6_inch_gun_breech_&_crewman_LOC_4a14716v

Cleaning_6”_gun_aboard_USS_San_Francisco_(C-5)_(25969231701).Чистка 6-дюймового ружья в Сан-Франциско
Cleaning_6”_gun_aboard_USS_San_Francisco_(C-5)_(25969231701).Чистка 6-дюймового ружья в Сан-Франциско

Основное вооружение корабля-батарея из 12 152 мм/30 орудий Mark I- III разработки 1883 года. Вес орудия составлял 4994 кг, бронебойный снаряд 47,7 кг с начальной скоростью 594 м/с поражал цели на дальности 8230 метров при угле возвышения 15,3°. При этом скорострельность оставалась в пределах 1,5 выстрела в минуту. Пушки были установлены на верхней палубе- по два на носу и корме, и в бортовых спонсонах.

Противоминное вооружение было стандартным для американских крейсеров этого времени- четыре 6-фунтовых (57-мм) орудий , четыре 3-фунтовых (47 мм ) револьверных пушек Гочкиса , две 1-фунтовых (37 мм) револьверных пушек Гочкиса и две картечницы Гатлинга 11,4 мм. Вместо револьверных могли устанавливаться обычные скорострельные пушки Гочкиса.

Модернизации.

По некоторым данным в 1894 году были дополнительно установлены четыре 18-дюймовых (457-мм) торпедных аппарата.

В 1902 году перевооружен на 152 мм/40 скорострельные пушки , а торпедные аппараты демонтированы.

В 1908-1911 годах на верфи ВМФ в Нью-Йорке крейсер был переоборудован в минный заградитель, все орудия, кроме четырех 6-фунтовых (57 мм) орудий, были заменены восемью 5-дюймовыми (127 мм) / 40 . Были оборудованы хранилища для 300 мин. Котлы были заменены на восемь водотрубных Babcock & Wilcox .

К 1918 году вооружение было еще раз заменено на четыре 5-дюймовых (127 мм) / 51, четыре 6-фунтовых (57 мм) орудия, два 3-дюймовых (76 мм) / 50 зенитных орудия и два пулемета (возможно, пулемет M1895 Colt – Browning калибра .30 ). Загрузка до 180 мин.

-11
-12
-13

Вступивший в строй "Сан-Франциско" включили в состав Южнотихоокеанской эскадры, 31 марта 1891 года он стал ее флагманом. В августе 1891 года подошла к завершению гражданская война в Чили и крейсер высаживал десант из морских пехотинцев и моряков для охраны американского консульства. В сентябре война завершилась и крейсер продолжил поход вдоль южноамериканского побережья. В 1892 году "Сан-Франциско" демонстрировал позицию США во время очередного конфликта в королевстве Гавайи между лоялистами и республиканцами.

Крейсер покинул Гонолулу в августе 1892 года, его назначили в Североатлантическую эскадру. В феврале 1893 года он прибыл в Норфолк, Вирджиния. С 31 мая "Сан-Франциско" и здесь стал флагманом. Больше года он провел в походах у берегов Новой Англии, Бразилии, Никарагуа, Коста-Рики и Нидерландской Вест-Индии. Некоторое время он был флагманом и Южноатлантической эскадры.

-14

В 1895 году крейсер уже в европейских водах представлял США во время беспорядков в Османской империи и на открытии Кильского канала в Германии. До 1896 года он был здесь флагманом коммодора Томаса О. Селфриджа младшего, командующего Европейской эскадрой. В марте 1896 года корабль вернулся в США и занимался патрулированием восточного побережья.

Во время войны с Испанией крейсер принял участие в блокаде Кубы. После окончания войны выведен в резерв.

В 1902-1904 годах корабль вернули на службу и вновь отправили в поход по иностранным портам- в европейских водах, в Карибском бассейне, в Средиземноморье и азиатских водах. Затем крейсер в Норфолке определили в резерв.

В июне 1908 года было принято решение о переоборудовании крейсера в минный заградитель, в 1910 году он был перевооружен и служил в западной Атлантике. В 1914 году вместе с американской эскадрой принял участие в оккупации мексиканского порта Вера-Круз во время гражданской войны в Мексике.

-15
-16
-17
U.S.S._San_Francisco,_Hampton_Roads,_(Virginia),_Dec._10,_1916_LCCN2016852838
U.S.S._San_Francisco,_Hampton_Roads,_(Virginia),_Dec._10,_1916_LCCN2016852838

Schiedam_Dock-1916
Schiedam_Dock-1916
-20

После вступления США в Первую мировую войну в апреле 1917 года "Сан-Франциско" выставил противолодочные сети у Хэмптон-роудс .

В июне в Нью-Йорке выставил экспериментальное заграждение из глубоководных мин. В сентябре выставлял противолодочные сети на побережье Коннектикута. В конце 1917-начале 1918 года проходил капитальный ремонт.

С апреля 1918 года стал флагманом 1-й Минной эскадры. 12 мая 1918 года из Ньюпорта эскадра ушла в шотландский Инвернесс. Американские корабли помогли англичанам установить грандиозное минное заграждение в Северном море против немецких подводных лодок. Только "Сан-Франциско" установил здесь 9 102 мин с 7 июня по 24 октября. Минные постановки шли до заключения перемирия 11 ноября. После этого вместо минных заградителей начали работу тральщики, а минзаги 2 декабря отправились на родину.

3 января 1919 года "Сан-Франциско" прибыл на Хэмптон-Роудс. После капитального ремонта он продолжил службу на западной Атлантике. 17 июля 1920 года по новой классификации он получил обозначение CM-2 (крейсерский минный заградитель).

С 24 декабря 1921 года старый корабль встал в долгосрочный резерв на 16 лет. Чтобы освободить имя для строящегося тяжелого крейсера CA-38 типа "Новый Орлеан" 1 января 1931 года его переименовали в «Tahoe» ( в честь озера Та́хо расположенного на границе Калифорнии и Невады), но ненадолго, затем он стал «Yosemite» (в честь национального парка в Калифорнии), третьим этого имени в американском флоте.

Из военно-морского реестра корабль исключили 8 июня 1937 года, но он оставался на верфи в Филадельфии до 20 апреля 1939 года, когда корпус был продан слом компании Union Shipbuilding Company, Балтимор, штат Мэриленд.

-21

систематизированный каталог статей канала-по ссылке:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам