Вивьен Ли решилась сыграть одну из самых знаменитых героинь мировой классики в 1948 году, когда ей было 35 лет. «Унесенные ветром», «Мост Ватерлоо» и «Леди Гамильтон» были уже позади, а «Трамвай Желание» был еще впереди.
Часто, чтобы поддать драматизма, пишут, что Вивьен Ли сама была немного Карениной: неверная жена, которая бросила мужа и ребенка ради красавчика Оливье.
Но Вивьен была совсем не из тех, кто из всего делает драму, да и ее муж не был государственным карьеристом Карениным. Там все было совсем по-другому: в чем-то проще, а в чем-то сложнее. Видеться же с дочерью Вивьен уж точно никто никогда не запрещал.
Нашу «Анну Каренину» снимали почти 20 лет спустя — фильм вышел на экраны в 1967 году. Татьяне Самойловой было чуть за тридцать и она играла вместе с бывшим мужем — Василием Лановым.
У нее тоже была своя женская история: студенческий брак и выбор между детьми и карьерой. Она выбрала карьеру. Лановой ей этого не простил и они расстались. На съемочной площадке они встретились спустя почти 10 лет после развода. Страсти давно улеглись, но вспомнить и сыграть им было что.
Между этими фильмами — большая временная пропасть, а вот культурной почти нет. История рассказывается очень похоже и вызывает очень схожие, вполне себе льватолстовские противоречивые и неоднозначные эмоции.
И пусть Вивьен играет в стиле тех лет и частенько слишком картинно позирует на камеру, это не мешает видеть в ее героине живую женщину, а не красивую картинку, как с той же Гарбо.
Американцы в своей «Анне Каренине» 1939-го года такого наворотили! Сделали из Льва Николаевича мелодраматическую голливудскую поделку чисто коммерческого толка. Не смотрите, разве только чтобы высокомерно и презрительно пофыркать.
Англичанам же удалось для иностранцев, казалось бы, немыслимое: они нигде не развесили клюкву. То, что действие происходит в России, показывается и культурные маркеры разбрасываются, но сделано это со вкусом, без слишком уж явной нарочитости.
Но английская «Анна Каренина» — это шоу одного актера. Здесь звезда Вивьен Ли и она тащит на себе весь фильм, как тот самый паровоз. Даже Вронского играет никому неизвестный актер и играет, стоит заметить, так себе. Одни пошлые усики чего стоят.
Наша же «Анна Каренина» талантливыми и знаменитыми актерами буквально, не побоюсь этого слова, напичкана: Лановой, Яковлев, Гриценко, Плисецкая, Савина, Вертинская, Пилявская...
Хотя Каренин-Гриценко, на мой вкус, все же переигрывает, и голос — как ножом по стеклу. У Толстого Каренин не столь опереточен и такого отторжения не вызывает.
Наш фильм ощущается намного сложнее, ярче, противоречивее и во всех отношениях богаче. И Татьяна Самойлова здесь выделяется лишь благодаря свое заглавной роли, а не из-за своей звездности и яркого таланта. Здесь все звезды и все таланты.
Финал фильма у англичан получился намного драматичнее. Там, где у нас недоговоренность и затемнение кадра, англичане сняли все более чем явно.
А вот Левина и последнюю главу слили и наши и англичане. Левин — лишь проходной герой, а никакая не мысль семейная. Про дальнейшую судьбу героев в обеих экранизациях тоже не упоминается.
Еще на канале по теме:
Сравнивая сравнимое: Наташа Одри Хёпберн vs Наташа Людмилы Савельевой
Сравнивая сравнимое: Элен Ирины Скобцевой vs Элен Аниты Экберг