Найти в Дзене
ТыжИсторик

А на груди его сияла звезда за город Вашингтон

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Автор: Прохожий

Пока на европейском континенте все были озабочены Бонапартом, американцы не теряли времени даром и наладили торговые отношения с Францией. С другой стороны, пользуясь континентальной блокадой, они выкручивали руки англичанам, вынуждая их покупать стратегическое сырьё по завышенным ценам.

Британцы отреагировали на подобные выходки классически: начали пиратствовать в американских водах и просто брать силой то, что не могли купить. Естественно, что молодая нация торговцев не могла мириться с таким положением дел. Так, постепенно, Конгресс наполнился «ястребами войны».

Резонно полагая, что серьёзным европейским державам ещё долго будет не до них, американцы настолько осмелели, что 18 июня 1812 года начали «маленькую победоносную войну» с Англией. Каких-то серьёзных успехов ни одной из сторон конфликта добиться не удавалось – британцы все наличные средства бросали в топку войны в Европе, а американцы, несмотря на шумиху в прессе, просто не имели серьёзных ресурсов.

Ситуация изменилась в 1814 году – Наполеон был побеждён, а у Империи появилась возможность отправить в Новый Свет крупные военные силы. Во главе британского флота в регионе был поставлен крайне энергичный командующий, вице-адмирал Александр Кокрейн.

- Дайте мне 15 000 ветеранов Веллингтона и я верну под руку Короны всё, что было утрачено в Новом Свете!!! – смело заявлял Кокрейн.

Однако, долгое время, боевые действия не могли выйти на серьёзный уровень. Всё сводилось к захвату мелких судов, сожжению богом забытых деревень и факторий, названия которых ничего не значили для обывателя. Требовалась показательная акция, которая раз и навсегда восстановила бы британское реноме в регионе.

В это же время, командующий английской эскадрой в Чесапикском заливе контр-адмирал Джордж Кокберн (George Cockburn) вынашивал идею стремительного рейда на Вашингтон. Разработанный им план подкупал сравнительной лёгкостью выполнения, малыми ресурсами и ошеломляющим эффектом в случае успеха. В короткие сроки Кокберну удалось получить полный карт-бланш на проведение операции.

«…настоящим Вам предписывается уничтожить и опустошить такие города и области, которые Вы сочтете уязвимыми…», - благословлял своего протеже вице-адмирал Кокрейн.

В помощь морякам был отряжен энергичный пехотный командир генерал-майор Роберт Росс (Robert Ross). Кокберн в этом тандеме считался первоклассным специалистом по проведению высадок и внезапных налётов на береговые укрепления. Росс, будучи сухопутным офицером и ветераном пиренейской кампании, мог обеспечить выполнение любых полевых задач. Но главное, он умел ладить с людьми – воистину под благое дело всегда найдутся хорошие исполнители.

Для проведения спецоперации, на Бермудах был сформирован сводный отряд численностью около 4 500 штыков, в том числе до 3000 солдат и 1300 колониальных морских пехотинцев. Большая часть солдат была закалёнными в боях ветеранами, служившими под началом Веллингтона. Именно их, так не хватало «железному герцогу» под Ватерлоо. В качестве усиления отряд получил «вундерваффе» в виде батареи из трёх экспериментальных ракетных установок Конгрива.

Адмирал Кокберн начал операцию в конце июля 1814 г. Британские десантные партии наносили внезапные удары по опорным пунктам на побережье, подготавливая плацдармы для высадки основных сил. Милиция пыталась оказать сопротивление, но в нескольких стычках была разогнана английской морской пехотой.

Американское ополчение. Изображение из открытых источников.
Американское ополчение. Изображение из открытых источников.

2 августа 1814 г. транспорты с войсками генерал-майора Росса вышли в направлении американского побережья, а уже 19 и 20 августа британские части беспрепятственно произвели высадку в 50 км от Вашингтона. Как водится в таких случаях, степень опасности осознавалась американским руководством ступенчато, пройдя за несколько дней все стадии: от англичане по отношению к нам находятся где-то на побережье (читай, на Луне), до незначительной помехи – наши бравые парни точно надерут им зад и полной катастрофы.

Американский флот предпринял робкие попытки помешать высадке. Но, пользуясь подавляющим превосходством в кораблях, адмирал Кокберн просто запер на реке Патаксент канонерки Чесапикской флотилии. Американскому «флотоводцу» коммодору Джошуа Барни ничего не оставалось, как сжечь корабли и отступить с моряками к Вашингтону. Единственное, что им удалось в этой ситуации – утащить с собой 11 корабельных орудий, которые впоследствии сыграют свою роль.

Тем временем, генерал Росс, гнал людей на Вашингтон ускоренным маршем по шоссе № 5 (Route №5), представлявшему собой едва обустроенную грунтовку.

- Выше голову, бродяги! Мы только туда и обратно!!! В Испании и не такое проворачивали!!! – подбадривал людей генерал Росс.

Стояли жаркие августовские дни и солдаты изнывали от духоты и пыли, клубящейся над колоннами. Как писал позднее британский полковник Уильям Торнтон «до двухсот человек пострадало от теплового удара».

Действия противника оказались ошеломляющими для американцев. До этого высадки десантов представляли собой болезненные, но в целом рутинные рейды где-то на «фронтире». Здесь же, на столицу накатывалась настоящая угроза.

Американская регулярная пехота в бою 1814 г. Изображение  из открытых источников.
Американская регулярная пехота в бою 1814 г. Изображение из открытых источников.

В спешном порядке к местечку Бладенсберг был направлен отряд американской регулярной пехоты под началом Тобиаса Стенсбери (около 1000 штыков). Солдаты заняли сильную позицию на возвышенности и должны были продержаться до подхода ополчения Мэриленда. Однако то, что произошло дальше, не поддаётся никаким объяснениям.

Президент Мэдисон с членами кабинета, прибыв посмотреть на «разгром англичан», не обнаружили войск. Мало того, «зрители» сами едва не попали в плен к британцам. Стенсбери, по собственному почину, снялся с позиций и ушёл на другую сторону реки Анакостия (поближе к Вашингтону), забыв разрушить единственную переправу.

Несмотря на нарастающий хаос, 24 августа 1814 г. американцам удалось собрать у Бладенсберга довольно представительные силы – регулярную пехоту Стенсбери, ополчение Мэриленда (5 000 бойцов) и отряд моряков Джошуа Барни (870 человек). Американские войска имели подавляющее превосходство в артиллерии – 18 пушек, за счет тех самых орудий снятых с канонерок.

В полдень войска генерала Росса вошли в Бладенсберг. Солдаты британского 85-го полка лёгкой пехоты стремительно заняли город и подходы к переправе. Полковник Торнтон выдвинул вперёд застрельщиков вооружённых штуцерами. Снайперы, используя складки местности, приблизились к неприятелю и беглым огнём принялись уничтожать расчёты выдвинутых вперед американских батарей.

Ключевой момент битвы при Бладенсберге 24 августа 1814 г. Огонь ведёт батарея ракетных установок Конгрива. Изображение из открытых источников.
Ключевой момент битвы при Бладенсберге 24 августа 1814 г. Огонь ведёт батарея ракетных установок Конгрива. Изображение из открытых источников.

Пехота 44-го линейного полка переправилась через реку и завязала перестрелку с ополченцами Мэриленда. В этот момент британцы ввели в бой батарею установок Конгрива. Ракеты с воем летели мимо, но взрывались красным огнём так эффектно, что первый же залп вызвал панику в рядах ополченцев. Солдаты дрогнули и побежали. В одночасье весь левый фланг американцев «обвалился», увлекая за собой соседей. Последним неприступным редутом оказалась прикрытая ретраншементами батарея коммодора Джошуа Барни.

Пушки Барни открыли огонь и длительное время не давали британцам не то, что продвинуться, но даже поднять головы. Однако боевой задор янки быстро иссяк, как только боеприпасы начали подходить к концу. Кроме того, более подготовленные британские войска просто окружили позицию, обойдя её справа и слева.

Окончание битвы коммодор Барни встретил в плену, лежащим посреди дороги с прострелянной ногой. Он безучастно наблюдал, как британские войска маршируют к Вашингтону. По иронии судьбы авангард колонны составляла группа бывших рабов, освобождённых англичанами и зачисленных в «колониальную морскую пехоту».

Пленение коммодора Джошуа Барни. Изображение из открытых источников
Пленение коммодора Джошуа Барни. Изображение из открытых источников

Британцы, можно сказать играючи, разогнали американскую армию, потеряв при этом 64 человека убитыми и 185 ранеными. Потери американцев составили 12 убитыми, 40 ранеными и 120 пленными. Президент Мэдисон и пара десятков конгрессменов чудом смогли удрать с поля боя. В руки англичан попали 10 орудий и знамёна всех полков (за исключением флотилии Барни).

24 августа 1814 г. британцы заняли Капитолийский холм, водрузив на мачту, вместо флага Союза, «Юнион Джек». Генерал Росс, желая обсудить условия сдачи, отправил в город парламентёров под белым флагом. На одном из перекрёстков делегаты были обстреляны ополченцами. После такого «варварского» нарушения обычаев войны все условности были отброшены.

Утром 25 августа к пристани на Потомаке подошёл отряд кораблей Кокберна. Прибыв в Белый дом, адмирал уселся в кресло спикера, обвёл свиту глазами и задал простой вопрос: «Ну что, джентльмены, сожжём к чертям этот приют демократии?». Офицеры и солдаты ответили радостным возгласом «Да, сэр!!!» и, с энтузиазмом, бросились исполнять приказ.

Англичане предали огню Капитолий, Белый дом, Сенат, Конгресс, Библиотеку Конгресса и оставшиеся правительственные здания. Единственным нетронутым государственным имуществом оказалось здание Патентного бюро, глава которого пошёл на сотрудничество с британцами. Затем адмирал Кокберн направился к редакции газеты The National Intelligencer, писавшей про него грязные пасквили. Местные жители, опасаясь, что пожар перекинется на соседние дома, упросили адмирала не сжигать здание. Тогда Кокберн приказал солдатам снести гнездо мерзких писак, но главное, уничтожить литеру «С», чтобы в газете не смогли больше печатать его фамилию.

Апофеозом огненной феерии стал военный парад, проведённый британцами вечером 25 августа 1814 г. на фоне горящего Капитолия. Спустя 26 часов оккупации англичане покинули Вашингтон.

Адмирал Джордж Кокберн за блестяще проведённую операцию вскоре получит Орден Бани, который с гордостью будет носить до конца своих дней. Имя адмирала будет у всех на слуху и ему доверят доставку Наполеона на остров Святой Елены.

Генерал-майор Роберт Росс через три недели будет убит шальной пулей под Балтимором. Именно к нему, как никогда, подходит фраза из песни: «…если б не насмерть, ходил бы тогда, тоже героем…». Впрочем, своеобразного признания он всё-таки добьётся. Тело генерала заключат в бочку с ромом и с почестями отправят на родину.

-8

Спасибо что дочитали до конца. Ставьте "лайки" и будете видеть посты чаще. И конечно же, подписывайтесь на канал "ТыжИсторик", будет ещё много интересного.

Ссылка на канал автора: ЕСТЬ ТАКАЯ ВОЕННАЯ ТЕМА

ЧИТАЙТЕ также:

Кожаная пушка, клёпаный башмак...