Автор: Hoomkeen.
Летом 408 года Стилихон был убит и наступила пора торжества антиварварской партии в окружении Гонория. Как по команде, в Риме и окрестностях прошли погромы, избиения проживавших среди коренных жителей империи готов, грабеж и убийства их семей. Удар наносился не по всем варварам империи, а по Стилихону и его окружению, но как выяснилось, множество варваров так или иначе были связаны с бывшим военачальником империи.
Всю верхушку армии пришлось назначать по новой, сплошь из римлян, ранее не запятнанных в дружбе с готами. Рядовой состав варваров организованно перешел к Алариху и жаждал мести. После убийства сына Стилихона - Евхерия, в опале оказались и придворный поэт Клавдий Клавдиан, и вскорости разведенная с императором дочь Стилихона Ферманция (её будут судить, обвиняя в присваивании ожерелья из языческого храма).
В провинции Африка в то время правил муж сестры Стилихона - Бафанарий. Естественно, поставки хлеба нельзя было оставить за родственником убитого, и туда немедленно направили нового начальника - Гераклиана. Сей муж отличился тем, что принимал главное участие в убийстве Стилихона, и именно ему была поручена новая почетная миссия - новое убийство. Всё прошло успешно и главная житница империи осталась верна Гонорию и его новым советчикам.
Правда из Испании, которой правили четыре двоюродных брата Гонория, пришли печальные вести - предводитель восставших легионов Константин, к тому моменту провозгласивший себя императором, послал в налет своего сына Константа (которого он тоже назначил императором). Тот с небольшим отрядом и опытным генералом Геронтием ворвался на территорию Испании, разбил небольшой отряд братьев, взял двоих из них в плен, и присоединил провинцию к своим владениям.
Таким образом восстание Константина распространилось на Британию, Галлию и Испанию. Но одно дело неожиданно завоевать Испанию - тут хватило и пяти тысяч солдат, а вот на Италию у Константина сил явно не было. Он прислал послов к Гонорию и тот согласился признать его императором; таким образом в империи стало четыре императора одновременно. Византийский семилетний император Феодосий II, кстати, новичков не признавал.
Новые чиновники Гонория прибыли и к Алариху, который вежливо поинтересовался, где обещанные ему 4000 фунтов золота, но чиновники, голова которых ещё кружилась от успешного переворота и обретенной власти не удосужились заметить приготовления к вторжению, а после почтительного приёма сообщили в Равенну, что готский вождь слаб и труслив. Тем временем, выяснив, что в Италии после ухода готских воинов практически не осталось боеспособных легионов, Аларих двинулся во главе своих жаждущих мести и наживы солдат в невозможный ранее в истории поход.
В октябре 408 года готы снова появились в Италии. Против них стояло около 6000 солдат, которых с легкостью смели и рассеяли, после чего готы промаршировали по северной Италии и подошли к болотам, окружающим Равенну. Гонорий, его ближайшие советчики и охрана засели в неприступной твердыне, собираясь с высоких стен наблюдать, как будут болеть и умирать от голода осаждающие, пока римлянам подвозят еду по морю. Но Аларих не стал тратить время и силы на пустую осаду и промаршировал прямо к Риму, окружив город со всех сторон и отрезав многочисленное население от поставок еды.
Как восприняли осаду Римляне? Несмотря на многочисленное население города, там практически не было желающих взять в руки оружие и сражаться с врагами. Христианские проповедники даже удовлетворенно ожидали падение Рима, говоря о том, что город давно пора наказать за его грехи. Все те проклятия "горе тебе, Вавилон!" которые они читали в священном писании прочно ассоциировались с центром их мира - с вечным и великим мировым городом Римом.
Язычники мрачно радовались возмездию небес за начавшиеся против них гонения - Гонорий совсем недавно подписал очередной указ, по которому всё имущество языческих храмов было передано государству, все доходы забирало государство и ещё раз подтвердил, что языческие церемонии под запретом.
Книги Сивилл, которые в 405 году приказал сжечь Стилихон, предсказывали когда-то по 12 коршунам 12 веков существования Рима - срок подступал и язычники верили, что последнее пророчество вот вот осуществится. Однако ещё при первом вторжении готов в Италию были предприняты меры по ремонту городских стен - и даже более того, к существующим тогда 9 метровым стенам были пристроены ещё 9 метров стены сверху. Готы и так не имели опыта в штурме крепостей, а тут надо было как-то забираться на высоту шестиметрового дома. Аларих, впрочем, даже и не предпринимал попыток штурма города, зная, что вскоре к нему приедут переговорщики.
Ежедневная столичная раздача полутора килограмм хлеба на человека в день при начале осады была заменена на 200 грамм в день, но оказалось, что мука убывает слишком быстро, поэтому раздачу срезали до 150 грамм а вскоре и вовсе прекратили, предлагая желающим покупать хлеб самим у торговцев. Некоторые богачи занялись благотворительностью и стали продавать свои драгоценности, чтобы раздать деньги голодным.
Возможно вы, уважаемый читатель, ожидаете услышать горькие сожаления римлян "Ах, если бы Стилихон был жив, он бы не позволил такому случиться!". Увы, такое ожидают только те, кто плохо знают человеческую натуру. Воспоминания о Стилихоне конечно же посещали головы граждан, но вместо того, чтобы корить и обвинять себя любимых, они вспомнили что в Риме проживает вдова Стилихона, несчастная Серена, племянница Феодосия, папы Гонория. Очевидно её не тронули, как родственницу императора, но сейчас народ понял, что видимо Серена горит жаждой мщения за убийство мужа и в случае чего будет свидетельствовать против его убийц и грабителей.
Принцесса Плацидия, сестра Гонория и по Феодосию тетка Серены дала согласие выдать несчастную на казнь толпе, и вскоре осаждающим продемонстрировали отрубленную голову несчастной. Аларих недоуменно пожал плечами, отрубленной головой удивить варвара было сложно. Римляне переглянулись, и с сожалением констатировали факт, что убийство Серены не сняло осаду с города.
Меж тем, в городе появились первые умершие от голода, а так как кладбища оказались за городскими стенами, воздух заразился запахом гниения трупов, появились сопутствующие болезни... Вместо подмоги из Равенны приходили только обещания о скором снятии осады, но им верили всё меньше и меньше.
В этом безнадежном положении древнеримскую партию посетила новая надежда прибечь к помощи мистерий в честь низверженных богов. Некие старцы предложили освободить Рим от врагов с помощью заклинаний. Обещали тучи и разящие врагов молнии, но ритуал надо было провести в храме Капитолия, с жертвами, присутствием руководства и всем, что полагается обычаями. Говорят, что папа римский Иннокентий не одобрил этого действия (ещё бы он одобрил), но сказал, что пусть делают, если это поможет. Сенаторы однако уже понимали опасность такого действия и участвовать в ритуале на всякий случай отказались, и был ли он проведен или нет историки во мнении расходятся. Доподлинно известно,что молний не случилось.
Охваченный отчаянием сенат послал, наконец, к готам переговорщиков, которые стали рассказывать Алариху, что если требования готов будут чрезмерны, то римский народ привык к войне и готов выдержать яростную битву, но Аларих только посмеялся и потребовал всё золото города, все ценные вещи и освобождения всех рабов варварского происхождения. Тогда один из посланных спросил короля "Что же останется римлянам?". Ответ был - "Их жизнь". Впрочем, под конец король готов смягчился и пообещал небольшое перемирие, пока Римляне обдумывают условия.
Второму посольству Аларих объявил уже более конкретные требования: 5000 фунтов золота. 30000 фунтов серебра. 3000 штук пурпурного сукна, 4000 шелковых одеяний и 3000 фунтов перца. Начался сбор средств. Для уплаты не хватило наличности (что лично мне кажется странным, видимо богачи утаили богатства) и римляне стали плавить золотые и серебряные статуи, а также вынесли запертые богатства из закрытых храмов старинных богов.
Аларих получил выкуп и, удовлетворенный, отступил от Рима, открыв дорогу к гавани для получения хлеба. При этом было освобождено порядка 40000 рабов, которые присоединились к его армии. Римская делегация отправилась в Равенну и начались переговоры с Гонорием, от которого Аларих просил пару провинций на севере, контроль над перевалами альп и Венецию (то есть порт, в который можно привозить хлеб из Африки), регулярную дань хлебом и золотом и должность верховного главнокомандующего, как когда-то у Стилихона. В числе послов Алариха был и папа римский Иннокентий, но никто не мог переубедить Гонория и его министра Олимпия, одного из вдохновителей заговора против варваров,ненавидящего готов. Аларих уменьшил требования до одной провинции за Альпами (Норик), дружественного военного союза с Римом и пообещал что в противном случае спалит Рим дотла. Однако послы сообщили, что мир с варварами им не разрешили заключать ни на каких условиях, так что осада Рима возобновилась. Благо никуда не надо было далеко ходить.
Сложно воевать, когда с тобой не воюют и с удивительным равнодушием воспринимают бедствия страны, но мир не заключают. Дальнейшие попытки принудить упрямое окружение Гонория к миру читайте в продолжении...
Лайк и подписка на канал - это хорошо)
ЧИТАЙТЕ также:
Темные века: утрата всех полимеров перед началом готской войны
Темные века: Рим перед своим первым падением