Эти строки из трагедии Генриха Гейне «Альманзор» объективно отражают исторические реалии.
Самое мощное оружие в нашем мире – вовсе не ядерное, лазерное или биологическое. Таковым является слово. Оно не только может ранить или убить. Слово – очень чувствительный детонатор. Его срабатывание не раз приводило к массовым вспышкам народного гнева, волнениям, мятежам и даже войнам.
Поэтому книги, а затем и их авторов, во все времена уничтожали. Это был основной способ борьбы с инакомыслием и вольнодумством.
Примеров – множество. Их можно найти даже в Библии. Так, в Книге Иеремии, второго из четырёх великих ветхозаветных пророков, рассказывается как в конце VII века до н.э. Царь Иудеи Иоаким уничтожил в огне его свиток, записанный Варухом, а затем потребовал их арестовать.
Около 35 году н.э., после проповеди апостола Павла в г. Эфесе, «из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли пред всеми» (Деян. 19:19).
О сжигании книг в недавние годы мы знаем достаточно хорошо. Самый известный пример – «Акция против негерманского духа» в нацистской Германии. 10 мая 1933 года на площади в Берлине были брошены в костер десятки тысяч книг, «подрывавших устои нации». В их числе – произведения Гашека, Ремарка, Хемингуэя, Цвейга, Манна, Маркса, Ленина, и другие.
Меньше известно о массовых сожжениях книг в древности.
Одно из самых крупных кострищ устроил в конце III века до н.э. китайский император Цинь Ши Хуан. Он сделал это по совету своего главного советника Ли Сы, предложившего уничтожить все копии древнейших классических книг – «Ши цзин», «Шу цзин», сборников в жанре «речей юй", и других книг, имевших хождение вне императорского двора. Исключение составили лишь «книги по медицине, гаданию, сельскому хозяйству и лесному хозяйству». После этого было произведено живое захоронение нескольких сотен человек – книжников и «специалистов».
На рубеже двух эр, во времена римских кесарей Августа и Тиберия, не раз отдавались распоряжения о сожжении неугодных книг, написанных распространителями «нежелательных» мыслей. Об этом писали историки Светоний и Тацит. Так, по сообщению Светония, около 13 г. до н.э. Август сжег более двух тысяч экземпляров современных греческих и латинских пророческих стихов, произведенных анонимными или неуважаемыми Кесарем авторами.
Более подробно стоит рассказать о многочисленных, но малоизвестных, книжных кострах, пылавших в Европе в IV веке н.э.
Начался этот тревожный век с больших костров, в которые бросали христианские богослужебные книги. В феврале 303 года в Никомидии был обнародован соответствующий эдикт императора Диоклетиана. Он основывался на римском законе о запрете магии, в использовании которой христиан обвиняли, а Святое Писание, соответственно, отнесли к магическим книгам.
Сохранились документы – акты и отчеты, – из которых видно, с какой тщательностью искали и изымали христианскую литературу.
В 304 году в Фессалониках перед судом римского наместника предстало несколько христиан. Среди них, сестры – Агапия, Ирина и Хиония. В ходе обыска в их доме римляне изъяли запрещенные христианские книги.
Брюс Мецгер писал, основываясь на рапорте префекта Дульциция (Дулкития), который вел их дело: «На следующий день, когда Ирину вновь привели в суд, префект сказал: «Кто посоветовал тебе сохранять эти пергаменты и записи до нынешнего дня?» — «Всемогущий Бог, – ответила Ирина, – Который завещал нам любить Его до самой смерти. По этой причине мы не посмели сделаться предателями, но предпочли быть сожженными заживо или пострадать иным образом, чем выдать их, то есть писания. Приговорив Ирину к тому, чтобы ее обнаженной поместили в блудилище, префект распорядился публично сжечь все принадлежащие ей рукописи из шкафов и ящиков. Рапорт заканчивается описанием того, как в марте и апреле 304 г. все три стали мученицами за веру»[1].
Агапию и Хионию после суда сожгли на костре. Ирину по приказу Дулкития сначала отвели в публичный дом, а потом также сожгли (по другим данным – отрубили голову)[2].
Среди жертв гонений 303-307 годов надо также упомянуть известные в христианском мире имена – это Димитрий Солунский и Пантелеимон. Пантелеимон был обезглавлен, а Димитрия пронзили копьями и бросили его тело на съедение диким зверям. Тогда же были подвергнуты репрессиям римские понтифики Марцелл и Марцеллин (тот, который первым стал называть себя греческим термином «Папа»).
В ходе гонений на христиан, по современным оценкам, было казнено от 3000 до 3500 человек. В этом печальном мартирологе немало почитаемых в христианском мире святых. Между тем, сразу после окончания гонений началось острое противостояние церковных иерархов, которое также привело к жестоким гонениям.
Публичное сожжение книг Церковь начала практиковать в том же IV веке, сразу после того как христианство впервые утвердилось в Римской империи в качестве государственной религии.
Принято считать, что первой такой книгой стала поэма Ария «Талия» (Пиршество). По всей видимости, в этом (не дошедшем до нас в полном объеме) сочинении он изложил свое учение в популярной для простого люда форме. По свидетельству историка Филосторгия, отпав от Церкви, Арий стал сочинять корабельные, мельничные, путевые и другие простенькие песни, и каждой придавал мелодию, которая, по его мнению, подобала той или иной из них; прелестью этих песен он стремился постепенно склонить неискушенные души к своему суеверию[3].
Впрочем, поскольку до наших дней дошли лишь небольшие фрагменты поэмы, причем в пересказе противников Ария, составить цельное представление об этом произведении проблематично. Как и понять причины, по которым все экземпляры «Талии» были сожжены.
Сочинение было предано огню по решению Первого Никейского собора. Он состоялся в 325 году и является Первым Вселенским собором в истории христианства. Организатор этого Собора – император Константин. После проведения Собора он отправил Ария в ссылку и распорядился предавать огню все написанное им и его сторонниками.
После этих событий книжные костры продолжали многократно пылать всю вторую половину IV века.
Так, в 364 году была подвергнута сожжению Антиохийская библиотека, основанная Юлианом. Император Иовиан (Джовиан) Флавий «по настоянию своей жены сжег храм со всеми находящимися в нем книгами».
В 370 году по указанию императора Валента, проводившего компанию по преследованию язычников в восточной части империи, было предписано опустошить библиотеки жителей Антиохии, предать огню или закопать языческие книги.
Ряд исследователей полагают, что в 391 году по повелению Феофила, патриарха Александрии, были сожжены остатки Александрийской библиотеки в храме Сераписа (большая ее часть сгорела раньше).
[1]Мецгер Б.М. Канон Нового Завета. Издательский дом: ББИ. 2008.
[2] Православная энциклопедия. М. 2000. Т. I. С. 232-233.
[3]Тимофеев М.А. и др. Церковные историки IV-V веков. М. РОССПЭН. 2007. С. 192.