Давно хочу написать статью о корейских верованиях и мифологии, но постоянно сталкиваюсь со сложностями. Как таковые представления корейцев о добре и зле, жизни и смерти, а также о всякой нечисти и небесных созданиях крайне сложные, ведь представляют собой смесь буддизма, конфуцианства, даосизма, шаманских верований, народных легенд и обычаев, щедро приправленных верованиями китайскими (ведь культурные связи этих двух азиатских стран очень древние и глубокие). Поэтому как таковой систематизированной корейской мифологии в общем-то и не существует. Так что буду, значит, рассказывать вам по кусочкам, как оно, судя по всему, и уживается среди корейского народа.
И раз уж в прошлой своей статье я затронула тему представлений о смерти, то об этом и расскажу сначала.
У всего на свете есть начало и конец. Человеческая жизнь не исключение. Неизвестность, ожидающая за гранью, многих пугает больше, чем факт завершения земного пути. Издавна люди разных вер и национальностей пытались угадать и рассказать, что происходит дальше.
Так что же ждет человека после смерти по корейским представлениям?
Ответ на этот вопрос знают любители дорам: первым, кого встречает человек, пересекший грань смерти - это одетый в черные одежды мрачный жнец - "чосынсаджа". Он зорко следит за тем, чтобы душа не сбежала, и провожает ее на суд к десяти королям загробного мира ("сиван"). К слову, достоверно не известно, когда и почему жнецов стали представлять в черных одеждах, так как изначально в буддийском представлении это посланник на коне.
Считается, что 3 дня душа может оставаться в этом мире, а затем уходит в загробное путешествие. Сиван судят умершего по-очереди, каждый выносит свое решение, которое повлияет как на наказание души, так и на ее дальнейшую реинкарнацию.
Несмотря на то, что Сиван часто называют королями ада, по факту это не совсем неверно. Они управляют скорее Чистилищем, где душа умершего постепенно очищается, отбывая наказание за наказанием. Каждый судит за определенные грехи, и если таковые имеются, умерший отправляется в ад, принадлежащий этому королю. Получив свою долю наказания и отбыв ее, он очищает свою карму от этого греха и может предстать перед судом следующего короля. Таким образом к концу пути по загробному миру душа очищается и становится способной к перерождению.
Сначала - на 7-й день после смерти - душа встречает короля Джинквана, первого из десяти королей. Тот восседает с суровым видом на большом покрытом мехом троне. Вокруг него находятся помощники, среди которых выделяются мелкие чиновники "панкван" (это соответствует 10-му рангу чиновничества). Их обязанность - упрекать умершего за его грехи.
На столе перед королем лежат различные предметы: пенал с пишущими принадлежностями, тушечница, печать, ящик для печати, книги и зеркало. Зеркало это называется "Опкёндэ", оно покрыто сусальным золотом и украшено узором пламени. В нем отражаются все добрые и злые поступки, совершенные умершим при жизни. Примерно такой же набор предметов будет и у остальных девяти королей.
Благочестивые люди, которые совершали при жизни только добрые дела, и злодеи, которые совершали только зло, получают приговор уже на этом суде. Чистые души проходят сразу на путь перерождения, а стопроцентные преступники низвергаются в ад (здесь имеется в виду полноценный ад, как место отбывания окончательного наказания, в противовес адам, за которые отвечают десять королей, и которые служат для очищения конкретных грехов). Однако, большинство людей за свою жизнь совершают и плохие, и хорошие дела. Их поступки Джинкван смотрит в зеркале Опкёндэ, а затем судит их по мере совершенного при жизни зла.
Джинкван руководит адом Тосан. Он предназначен для тех, кто не проявил никаких заслуг при жизни, и представляет из себя гору Комсан с торчащими из нее острыми мечами. Тюремщик бросает на них осужденные души, которые вынуждены терпеть бесконечные страдания. Кроме мечей здесь их также терзают жуткие призраки и демоны.
После суда первого короля, душа отправляется к следующему. Дорога эта очень трудна. В начале ее необходимо пересечь реку забвения, которая называется Наха. Наха - река невозврата. Те, кто умер, но потом снова ожил, например, после клинической смерти, в своем потустороннем пути не успевают достичь этой реки, иначе они уже не смогли бы вернуться в свое тело.
Через реку есть три переправы. Переправа посередине выглядит как мост из золота и серебра. По нему переходят добродетельные люди. Переправа вверх по течению неглубокая, воды в ней по колено. Здесь переправляются люди с мелкими грехами.
Третья же переправа, расположенная вниз по течению, предназначена для совершавших большие грехи. Течение здесь быстрое и бурное, высокие волны сбивают с ног, а в воде водятся змеи. Эти змеи кусают и глотают грешников на протяжении всего пути через реку, а сверху на них сыпятся камни. Много раз, пока не достигнут другого берега, они умирают от змей и камней и восстают снова. А в тех, кто пытается плыть, наблюдатели переправы стреляют из лука.
Переход через реку занимает 7 дней и 7 ночей. Перешедшие ее по первым двум переправам просто поднимаются на берег, но когда грешник на третьей переправе достигает берега, охраняющий переправу Уду с головой коровы бьет по нему дубинкой, а призрак на берегу ловит его.
На берегу душу ожидают два старика. Первый забирает у умершего одежду и передает ее другому. Второй старик берет эту одежду и вешает ее на дерево Ыйрёнсу, определяя тяжесть грехов по тому, как сильно склонилось дерево.
А затем лишенная одежды душа предстает перед судом второго короля ада - Чоганом. Его окружает десять судей и разные помощники, а на столе перед ним лежит раскрытая книга, в которой записаны все добрые и злые поступки умершего.
Чоган управляет адом Хватан. Здесь грешников бросают в котлы с кипящим железом или соляной кислотой и варят. Постепенно от жара тело тает и исчезает, но затем оживает снова и снова начинает кипеть. Огонь под котлами не гаснет никогда, так как подпитывается неугасимым серным огнем ада.
В Хватане отбывают наказание воры. В это понятие входят также те, кто получал прибыль, не заплатив справедливую цену, или не возвращал долги.
Умерший, который выдержал суд Чогана или отбыл у него свое наказание, отправляется в новый 7-дневный путь к третьему королю. На этом пути ему встречаются ворота Опкван, которые сторожит страшный токкэби. У него 12 глаз на лице и 16 рогов на голове, и когда он двигает глазами, из них вырывается свечение, словно молнии, а из рта сыпятся искры. Увидев его, грешники теряются. А токкэби им говорит: "Грешники, которые приходят к этим воротам, совершали свои грехи руками и ногами, поэтому вы должны заплатить таможенную пошлину за свои конечности". Когда он заканчивает эту речь, руки и ноги умершего отделяются от тела и раскладываются на железные листы.
Так они предстают перед судом третьего короля потустороннего мира - Сондже, проживающего на юго-востоке Великого моря. Он судит тех, кто пренебрегал сыновним (или дочерним) долгом, не проявлял уважение к старшим или предавал дружбу.
Управляя Великим адом Ханбин, состоящим из 16 частей, Сондже распределяет наказания в зависимости от тяжести греха. Ханбин - это большое ледяное ущелье, где поломанные тела осужденных страдают от ужасного холода и пронизывающих их сосулек.
Прошедшие суд Сондже направляются дальше. Им предстоит пересечь реку Опкан шириной 500 ли (196,5 км). Ее воды спокойные, но обжигающие словно огонь. Если грешник не пытается перейти реку, надзирающий за дорогой выталкивает его в воду дубинкой. В воде же его тело облепляют ядовитые насекомые с железными зубами и пьют его кровь. Через семь дней и ночей такого пути по огненной реке умерший достигает противоположного берега.
Здесь он попадает на суд к четвертому королю - Оквану, чей дворец стоит между тремя реками.
Увидев грешника, Окван гневно восклицает: "Даже если вы думаете, что грех, который вы совершили, небольшой, за него последует наказание. Вы обижаетесь на нас за это и думаете, что мы слишком суровы, но для ваших обид нет причин. В любом случае, ваша жизнь будет взвешена на весах, которые точно знают меру всех ваших злых дел". На одной чаше этих весов, которые называются Опчин, лежат 50 огромных каменных пластин, а на другую чашу кладут тело грешника. При взвешивании оказывается, что камень легкий, как шерсть кролика, а карма греха тяжела словно камень. В зависимости от тяжести греха Окван назначает наказание.
Окван судит за предательство, убийства, насилие, воровство и обман. А также тех, кто не оказал помощь находящимся в опасности. На суде подробно рассматриваются пять вопросов: Первый - убивали ли вы когда-либо живое существо? Второй - крали ли вы чужое? Третий - обижали ли вы кого-нибудь? Четвертый - говорили ли вы лживые или расплывчатые слова? И пятый - злоупотребляли ли вы алкоголем?
Окван управляет адом Комсу, который представляет из себя густой лес, где на деревьях вместо листьев растут острые клинки. Тюремщики не позволяют грешникам выйти из леса, поэтому лезвия ранят их снова и снова, как ранили при жизни других людей их слова и поступки.
После суда Оквана, умерший продолжает свой путь по загробному миру и еще через 7 дней достигает дворца короля Ёмлы. Считается, что те, кто до сих пор не осознали свои грехи, осознают их в полной мере на этом суде, а наказания, начиная с пятого ада, становятся страшнее. Также Ёмла считается тем, кто отвечает за "модернизацию" потустороннего мира и его соответствие развитию мира надземного.
Увидев перед собой грешника, Ёмла сердито приветствует его словами: "Бесчисленное множество грешников приходило ко мне с давних времен. Я говорил, что вы не должны возвращаться сюда, совершая добрые дела в новой жизни, но вы вернулись сюда снова? Считаете мои слова бессмысленными и не прислушиваетесь к ним!"
Королю прислуживает токкэби, он зачитывает список грехов умершего, и за каждое совершенное им злое деяние токкэби оскорбляет грешника и избивает его дубиной, пока тело не рассыпется на мелкие кусочки. Как и у всех остальных богов ада, у Ёмлы есть зеркало Опкёндэ, которое показывает все деяния, совершенные душой при жизни. Его зеркало большое, и пока токкэби зачитывает список грехов, они отображаются в этом зеркале, и умерший также может их видеть, чтобы вспомнить все свои злодеяния. Именно поэтому он наконец может осознать их в полной мере.
Этот король судит за грехи, совершенные "ртом" - злословие, сплетни, ложь, намеренное введение в заблуждение, неуважительные высказывания о старших, слова, нарушившие семейную гармонию, и т.д. Во время суда слово дается духам, которые сопровождают человека с рождения: это мужской дух Тонмён, который записывает на левом плече человека все его хорошие дела, и женский дух Тонсэн, который записывает на правом плече все плохие поступки.
Ёмла управляет адом Пальсоль. Он окружен железным забором, а ворота выполнены в виде рта. Осужденным здесь вытаскивают язык, пока он не станет в два раза больше человеческого роста, а затем закрепляют острыми колышками и вспахивают его на быках. Тем, чьи слова причинили боль другим людям, язык бесконечно прокалывают иглами. А тем, кто переиначивал чужие слова, язык нарезают на кусочки.
Большинство умерших после отбывания наказания у первых пяти королей очищают свою карму достаточно, чтобы снова иметь возможность переродиться.
На пути к шестому королю душу ждет место Чольхвансо. Оно представляет из себя улицу длиной 800 ли (314,4 км), по которой, хаотично сталкиваясь друг с другом, постоянно катятся огромные камни. При столкновении они издают звук, подобный грому, а при соприкосновении бьют электричеством. Если умерший в страхе не вступает на улицу сам, или выбегает за ее пределы, надсмотрщики Чольхвансо забивают его железными прутьями, заставляя двигаться по ней вперед.
В течение 7 дней, которые занимает путь по каменной улице, в отчаянии и страхе покойный ждет, чтобы его оставшиеся на земле родственники совершили в его честь как можно больше добрых дел - т.е. не просто совершали хорошие поступки, а посвящали их умершему. Эти поступки, совершенные ими для него, зачтутся ему при встрече с шестым королем - Пёнсоном, наложившись на грехи его кармы.
Вынося приговор, Пёнсон учитывает то, что происходило ранее на суде первых пяти королей. Он наказывает за убийства, насилие, грабежи, предательства и похищения.
Ад Токса, которым он управляет - это мрачное и темное место, полное ядовитых змей. Десятками и сотнями они бесконечно кусают и жалят грешников, обвивая их своими телами, а также забираются в тело через уши, нос и другие отверстия.
Отправившись в дальнейший путь, умерший попадает в место Амчольсо. Здесь вращаются огромные тяжелые шестерни,заслоняя проход, идти по которому придется 7 дней и 7 ночей.
И вот на 49-й день после смерти душа приходит на суд короля Тэсана. В зависимости от поступков, совершенных ею в предыдущей жизни, он решает, где и в каком виде она снова родится на свет. В его дворце есть шесть колонн, они - врата к шести дорогам нового рождения. Пройдя по ним можно переродиться существом ада, злым духом, животным, демоном войны "асура", человеком или ангелом.
В буддизме считается, что после вынесения вердикта короля Тэсана, душа тут же направляется по одной из дорог для нового рождения. Отсюда пошла традиция значимости 49-го дня после смерти.
Однако, по другой версии, так как душа должна пройти суд еще трех королей, она не уходит на перерождение сразу после судилища Тэсана, а продолжает свой путь по загробному миру.
Ад, которым управляет Тэсан, называется Кохэ. Здесь грешников, уличенных в мошенничестве, режут пилой на части, которые потом срастаются, чтобы пытка повторялась бесконечно.
Большинство умерших заканчивают свое загробное путешествие после отбывания наказания у Тэсана. Лишь единицы, чьи многочисленные злые поступки все еще не "отработаны" продолжают путь дальше.
На этом пути нужно будет преодолеть ледяную гору Чольбинсан шириной 500 ли (196,5 км). Но состоит она не из обычного льда, покрывает ее толстый железный лед, от которого все тело мгновенно леденеет, и кожа рвется и истекает кровью. А звук ледяного ветра, ломающего льды, подобен грому. Когда все грешники входят на Чольбисан, железный лед оборачивается вокруг них, и его внутренняя поверхность становится подобна лезвиям. При падении плоть мгновенно примораживается к поверхности, но тюремщики не позволяют останавливаться ни на минуту, поэтому умершему приходится отдирать себя, оставляя часть плоти, и идти дальше. Но не только физические мучения преследуют на этом пути. С каждым шагом в душе нарастает страх.
Этот путь занимает уже не 7 дней, как раньше. К восьмому королю ада Пёндыну грешник приходит только на 100-й день после смерти. Чтобы он испытывал как можно меньше страданий, преодолевая Чольбисан, оставшиеся в живых родственники должны в течение этих 51 дней делать подношения Будде и молиться за своего умершего.
Пёндын справедлив и милосерден, но в назидание грешникам выглядит крайне сурово. Однако приветствует их он ласковым голосом: "Все рождаются, ничего не имея кроме своего тела. Все рождаются равными. Грешно мучить других своей алчностью. Грешно изобретать способы лишить других их имущества в угоду своей жадности. Грешно причинять другим вред ради собственной выгоды. Вы нарушили мой закон равенства и справедливости, за это я буду судить вас. Наслаждения - это источник боли, а покаяние - источник радости. Люди проживают много жизней и получают равные возможности. За то, что нарушили закон справедливости, вы будете наказаны железным адом."
Пёндын судит за коррупцию, несправедливые поборы и нечестно нажитое богатство. В аду, называемом Чольсан, грешника кладут на каменную поверхность, полную гвоздей, и сверху накрывают вторым таким камнем с гвоздями. Вес камня зависит от тяжести грехов.
К девятому королю загробного мира Тоси душа добирается через год после смерти. Когда грешник предстает перед Тоси, он в слезах умоляет: "Было трудно вынести боль, которая случалась на пути сюда, но теперь я попытаюсь положить конец всем своим грехам. Отпусти меня."
Во дворце у Тоси стоят большие весы, на которых его помощники взвешивают грехи умершего. У каждого человека внутри есть своя драгоценная личность, спокойная благая душа. Тоси судит такие "неудобные" и портящие душу грехи как злость по мелочам, оскорбления, ненависть, зависть, гневливость, прелюбодеяние. Именно душа ведет людей по жизни и помогает поддерживать человеческие отношения. А эти грехи портят отношения, создают беспокойство, разрушают порядок и, в конечном итоге, делают людей врагами.
Наказание осужденные отбывают в аду Пундо. Здесь расстилаются бесконечные поля грязи и дует пронизывающий ледяной ветер. Грешники бесконечно бредут по влажной грязной дороге, а ветер сбивает их с ног и не дает открыть глаза.
Когда наказание заканчивается, душа снова предстает перед королем. В руках у Тоси изображена сияющая коробка Кванмён. Он открывает ее, и если все грехи умершего уже "отработаны", огонь над ней ярко вспыхивает и сжигает старую греховную карму.
На третий год после смерти душу судит последний, десятый король ада - Одочжоннюн. В отличие от других королей Одочжоннюн одет в боевой, часто меховой, шлем и богато украшенные доспехи, а в руках держит длинный меч.
Десятый король управляет темным адом Хыкам и судит тех, кто не оставил после себя детей (и мужчин, и женщин). Этот ад представляет собой бесконечную непроглядную тьму, в которой осужденные находятся, не ощущая течения времени и не слыша ни единого звука. От этой тьмы болят глаза, а от тишины режет уши.
После того, как душа отбыла последнее наказание, если оно ей полагалось, она снова предстает перед королем. Он выносит окончательный приговор и определяет ее будущее перерождение. Среди тех, кто прошел путь до Одочжоннюна, нет душ, которые могли бы вознестись на небо (т.к. после суда 7-го короля Тэсана в дальнейший путь отправляются только грешники, совершившие тяжелые преступления). Поэтому после суда у 10-го короля душа имеет только пять путей реинкарнации вместо шести.
Если же грехи слишком тяжелы, вместо перерождения умерший будет отправлен в ад, и для таких грешников все страдания, которые они испытали на пути в загробном мире у десяти королей, это только малая доля бесконечных страданий, которые ожидают их в аду.
Таким образом максимум спустя три года после смерти душа в любом случае покидает загробный мир. Именно поэтому в древней Корее траур по усопшему длился ровно 3 года, в течение которых родные умершего старались совершить как можно больше хороших поступков, совершали приношения Будде и читали молитвы. Это все должно помогать усопшему получить лучшую долю при выборе для него нового места и образа перерождения.
Надеюсь, я не сильно вас напугала? В любом случае, в какое бы представление загробной жизни вы не верили, совершать при жизни больше добрых дел - это самый лучший путь, вы так не думаете?
.
Читайте также:
Кванджон Корё: реальная история
500-летнее любовное письмо
-------------
Иллюстрации, у которых не указаны правообладатели, взяты из открытых источников.