Введение:
На сегодняшний день торговля между США и Европейским Союзом испытывает ряд трудностей. Глобальный проект трансатлантического торгового соглашения планировалось заключить ещё с 1990-х годов, но дo сих пор эта идея не была воплощена в жизнь. Сторонники ТТИП полагали, что соглашение должно было привести к многостороннему экономическому росту, либерализовать треть мировой внешней торговли и создать миллионы новых рабочих мест.
ТТИП-Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнёрство.
Активно за заключение такого соглашения выступал Барак Обама, обещая в 2013 году, что рано или поздно, такое соглашение будет достигнуто. В 2013 году ЕС и США в равной степени были ослаблены финансовым кризисом 2008 года и заключение такого договора стало бы взаимовыгодным соглашением. Изначально ожидалось, что соглашение будет подписано в конце 2014 года, однако оно было отложено на 2015 год, а в 2016 году проект был окончательно свёрнут. В апреле 2019 года Еврокомиссия признала этот договор устаревшим и неактуальным.
Почему договор не был заключён между США и ЕС с 2013 до 2017 года.
Не смотря на желание Барака Обамы заключить подобное соглашение, это соглашение было встречено со скептицизмом по обе стороны Атлантики с самого начала. В ноябре 2013 года американский сенатор Макс Бавкус, заявил о необходимости заключить трансатлантическую сделку с Европейским Союзом, так как это даст возможность увеличить американский экспорт на территорию ЕС на треть, а внутри США возрастёт ВВП более, чем на сто миллиардов долларов в год. Также Макс Бавкус считает, что заключение такой сделки даст возможность появлению тысяче рабочих мест внутри США.
Европейский институт Comme le Center for Economic Policy Research (CEPR) в 2015 году провёл аналогичное исследование и пришёл к выводу о том, что возможная сделка по трансатлантической свободной торговли будет взаимовыгодной, как для США, так и для стран Европейского Союза. Институт пришёл к выводу, что снижение нетарифных барьеров всего на 25% может привести к увеличению роста ВВП на 0.8%, а если будет введена упрощённая процедура таможенных пошлин, лицензирования и контроля, то прирост ВВП может увеличится ещё больше.
Согласно исследованиям французского института 80% прибыли будет основана на конвергенции регулирования или прибыль будет благодаря сближению экономик США и ЕС. Согласно докладу CEPR, который лидеры США и Европы не отказывались цитировать, амбициозное и всеобъемлющее соглашение может увеличить европейскую экономику почти на 120 миллиардов евро (более 156 миллиардов долларов) и экономику США почти на 90 миллиардов евро (117 миллиардов долларов), что приведет к миллионам новых рабочих мест для рабочих по обе стороны Атлантики., гарантируя дополнительно 545 евро (725 долларов США) в год европейской семье из четырех человек и дополнительно 655 евро (871 доллар США) американской семье.
Но такие положительные оценки различных исследований, которые прогнозируют плюсы от заключения соглашения, не добавили оптимизма политикам по обе стороны Атлантики. На первый взгляд США более экономически устойчивее, чем Европейский Союз, но внутри США соглашение подверглось критике ещё при администрации Барака Обамы. Одной из причин по которой это соглашение критиковалось это потеря рабочих мест внутри Америки. Экспорт поддерживает внутренние рабочие места, однако чересчур большой импорт товаров, может способствовать росту безработицы.
На протяжении 2013-2016 годов множество американских чиновников, говорили о важности заключения подобного соглашения, однако они часто не брали в расчёт импорт и его влияние на безработицу. В качестве примера можно привести, что заключение, после образования НАФТЫ Америка потеряла почти 700 000 рабочих мест. Эти места удалось создать только в 2010 году.
Согласно амбициозному плану администрации Барака Обамы экспорт товаров из США в Европейский Союз мог увеличится до 218 миллиардов долларов (по текущему обменному курсу) в 2027 году.
Но при этом экспорт ЕС в Соединенные Штаты увеличится бы на 256 миллиардов долларов и дефицит торгового баланса США с ЕС увеличился бы на 38 миллиардов долларов. Это вторая причина беспокойства американских чиновников, а именно боязнь впасть в зависимость от Европейского Союза в некоторых сферах, где США не имеют лидерства. В первую очередь это авторынок. В 2016 году капитализация крупнейшей немецкой автокомпании Volkswagen Group составила 246 млрд долларов, а Ford, которая является крупнейшей автокомпанией США, всего 149 млрд долларов. Также по оценке множество экспертов,кроме более высокой капитализации авторынка, европейские машины более качественны, чем американские.
Есть риск потерять лидерство и авиастроении. На сегодняшний Boeing всё ещё превосходит по продажам Airbus. Однако с 2016 года продажи американской авиастроительной компании падают, а продажи европейского авиастроительного гиганта растут. Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнёрство, может привести компанию Boeing к многомиллиардными потерями, если Airbus сможет свободно продавать свои товары на американский рынок, так как многие местные американские компании могут переключить своё влияние на заказ самолётов Airbus.
Однако Европейский Союз тоже имеет ряд проблем, которые также стали причинами отказа от сделки. Первым фактором можно выделить это разный экономический потенциал стран входящих в Европейский Союз. Если богатые страны ЕС, ещё могут конкурировать в некоторых сферах с американской продукцией, то такие страны как, Греция, Испания, Болгария, Хорватия, Чешская Республика, Эстония, Литва, Польша, Румыния, Словакия и Словения могут попасть под полную зависимость от американских товаров. Увеличение американского экономического присутствия в этих странах, может повлечь за собой сокращение рынка сбыта главных европейских стран, что приведёт Францию и Германию к существенной сокращению прибыли. Если американские компании прибегнут к демпингу, это может привести к тому, что передовые экономики Запада в долгосрочной перспективе попадут под полное экономическое влияние США. В странах которые не имеют возможности конкурировать экономически с США, вероятнее всего будет развит аутсорсинг и корпорации смогут оказывать влияние на политику этих стран внутри Европейского Союза.
Фактическим концом для сделки стал 2016 год, когда 3 мая президент Франции Франсуа Олланд потребовал пересмотреть соглашение и если этого не произойдёт, то Франция попросту заблокирует соглашение. Ещё с самого начала французский президент опасался, что заключение такого соглашения может привести к тому, что Франция попадёт в тотальную зависимость от США. Особенно в сельском хозяйстве, где возможности США намного выше, чем возможности стран Европы и самой Франции. Попасть в зависимость в сельскохозяйственной сфере было не единственным опасением французов. Во Франции на официальном уровне были уверены, что соглашение о свободной беспошлинной торговли между США и ЕС даст американским корпорациям слишком много влияния на политику Европейского Союза.
Франция одна из самых передовых стран Европы, но даже такая богатая европейская страна на сегодняшний день не имеет возможности конкурировать с Америкой. В 2016 году ни одна европейская компания не вошла в топ-10 по капитализации. В этом списке американские компании заняли 9 позиций и одна позиция была у компании из Китая. Крупнейшей по капитализации компании из Европейского Союза Royal Dutch Shell заняла только 18 место, а её по капитализация составила 210 миллиардов долларов в 2016 году. В свою очередь капитализация компании Apple в 2016 году составила 583 млрд долларов. На сегодняшний день в сфере IT-технологий ни одна компания из Европы не может конкурировать с США. Ещё одним дополнительным поводом для опасения со стороны Франции стало то, что ни одной французской компании не оказалось в этом списке за 2016 год. Поэтому опасения Франсуа Олланда были весьма оправданными, ведь ни одной компании из Европы нет финансовых возможностей, чтобы при беспошлинной торговли конкурировать с американскими компаниями.
Также по сравнению с 2013 годом, сторонников этой сделки во Франции резко уменьшилось. Всё меньшее количество сторонников продолжало уверять французское правительство дать согласие на сделку. Отказ Франции привёл к измениям позиции ряда стран Европы. Переговорный процесс уже до этого был практически сорван, а отказ Франции подписать соглашение, дал повод другим странам Европы отказаться от переговоров. 28 августа 2016 года вице-канцлер Германии Зигмар Габриэль на своём брифинге отметил, что скорее всего данное соглашение не будет подписано между ЕС и США. Также против этого соглашения выступает и Германия.
Причины Берлина отказаться от подобного соглашения , аналогичны французским. Германии нечего предложить США, кроме качественного автопрома, поэтому в Берлине тоже опасаются попасть под полное экономическое влияние США. Схожую позицию продемонстрировала и Италия. На момент 2016 года единственная из крупных стран ЕС, кто поддерживал это соглашение, была только Великобритания, но к этому моменту англичане уже начали процедуру выхода из ЕС. Однако даже если бы англичане остались для принятие такого соглашение необходимо согласие всех 28 стран ЕС и в случае отказа одной страны, то соглашение не будет подписано.
Активный сторонник соглашения 44й американский президент Барак Обама, так и не смог привлечь угасающее внимание Европы к заключению торговой сделки. Барак Обама покинул свой пост в январе 2017 года. К этому времени истекли два его срока на посту президента США. Следующим президентом после Барака Обамы стал Дональд Трамп, приверженец протекционисткого курса.
Трамп и Трансатлантическое соглашение.
Ещё во время президентской компании Дональд Трамп относился с большим скептицизмом к трансатлантическому соглашению. Дональд Трамп ещё до того вступить на должность президента США, говорил о том, что Америка теряет своё влияние. Растущая экономика Китая вызывает серьёзное беспокойство внутри США. The Guardian пишет, что со времён окончания холодной войны у США ещё не было такого мощного конкурента. Для того, чтобы вывести США на новый уровень Дональд Трамп в своём политическом курсе сделал ставку на уменьшение роли США в военных конфликтах, но не полного выхода из них, чтобы не создавать вакуум, который могли бы заполнить другие страны. Большее внимание было уделено внутренним проблемам страны. Одной из главных целей для Дональда Трампа стало возращение американских компаний из-за границы обратно в США, что делало невыгодным вести дальнейшие переговоры о заключении соглашения с Европейским Союзом в 2017 году, так как в случае подписания сделки был существенный риск, что многие американские компании стали бы работать на территории ЕС, а не внутри США.
Официально Дональд Трамп не выводил США из переговорного процесса по заключению Трансатлантического соглашения. Однако политика Д. Трампа внутри США явно была направлена на то, чтобы окончательно "похоронить" это соглашение. В 2017 году Дональд Трамп реформировал налоговую систему США, где для американцев предусматривалось резкое снижение налогов, как для тех кто всю жизнь работал в США, так и для тех, кто пожелает работать обратно в США.
По новому законодательству налоги на прибыль для юридических лиц были снижены с 35% до 21%, а также был снижен налог на средства, которые возвращаются в страну от деятельности юрлиц за рубежом: до 15,5% — для наличных средств, а для безналичных — до 8% (вместо прежних 35%). Кроме того, для юридических лиц вводятся налоговые вычеты на капитальные затраты.
Снизятся налоги и для семи групп физических лиц (в том числе для молодежи и молодых семей), сужается число тех, на кого распространяется 40-процентный налог на наследство, ряд налогоплательщиков также будет освобожден от так называемого минимального альтернативного налога. При этом большинство норм, которые касаются физических лиц, перестанут действовать после 2025 года.
Закон также вводит новую налоговую шкалу: 10, 12, 22, 24, 32, 35 и 37%. Самая нижняя ставка будет действовать для лиц с годовым доходом менее $9525 или для семей, зарабатывающих до $19 050. Если же налогоплательщик получает от $82,5 тыс. до $157,5 тыс., ему придется отдать в казну уже 24%. Порог в 37% будет действовать для американцев с заработком более $500 тыс.
Таким образом данный законопроект косвенно был направлен на подрыв заключение торговой сделки. Но нельзя сказать, что данный законопроект был направлен против ЕС. Если и был направлен этот законопроект против кого-то, то в первую очередь это Китай. Стремление к развитию собственного производства не встречало понимания внутри американской прессы, которая обвиняла Трампа в изоляционизме и Голливудом. Тем не менее Дональд Трамп продолжил протекционистский курс и 9 марта 2018 года для Франции были введены 20% пошлины на алюминий. Желаемых результатов достичь не удалось, американские компании, так и не смогли заполнить вакуум.
Всемирная торговая организация осудила шаги американской администрации и пригрозила санкциями, на что Д. Трамп в свойственной эпатажной манере, заявил, что США могут и вовсе выйти из организации, если на США будет оказываться давление.
На протяжении всего 2019 года ходили слухи о возможных вводов новых пошлин США на европейские машины до 25%. В настоящее время сбор составляет всего 2, 5%. За последние 20 лет доля продаваемых в США зарубежных автомобилей выросла с 32% до 48% и на данный момент этот показатель для американских производителей составляет лишь 7% от мирового автопрома. Дональд Трамп уверен, что не способность американских автопроизводителей конкурировать с Европой является угрозой для безопасности США. Для Европейского Союза американский автомобильный рынок является вторым по значимости. В тоже время этот законопроект не гарантирует, что американские машины станут больше покупать внутри Америки, так как могут возрасти продажи автомобилей из Южной Корее и Японии.
На протяжении всех 4х лет, Дональд Трамп делал ставку на двухсторонние переговоры, а Трансатлантическая сделка проект в котором участвует множество государств, что не отвечает интересам политики Д. Трампа.
Дональд Трамп с 2017 по 2020 год не достиг всех своих целей. Большинство его законопроектов, если не имели полноценного успеха, то хотя бы частично оправдали себя. С 2017 по 2019 год экономика США росла в среднем на 2,9% в год. Налоговые послабления в 2018 году способствовали инвестициям в американскую экономику, однако в 2019 и 2020 годах их стало существенно меньше. Меньший доход от налогов и инвестиций привёл к дефициту американского бюджета и росту американского госдолга в среднем на 10% в год. План снижения налогов оказался провальным в краткосрочной перспективе, но после коронавирусной эпидемии, возможно ещё может принести долгосрочную пользу. Но этот сценарий маловероятен и Джо Байден планирует к возвращению курса Барака Обамы. Главным достижением Трампа от этих всех мер стал рекордно-низкий уровень безработицы.
Для Европейского Союза изменение политики США в экономической сфере были крайне не выгодными. Эммануэль Макрон был вынужден искать более благоприятные рынки для Франции и это привело к более тесному сотрудничеству с Россией и Китаем. Германия совместно с Россией завершит строительство Северного Потока-2 и отказалась от закупок американского сланцевого газа, что также стало внешнеполитическим провалом для США.
Взаимодействия между ЕС и США во всех областях резко снизился по сравнению с 2017 годом. Пандемия коронавируса способствовала ещё большему сокращению торговых связей между ЕС и США. Обещание Джо Байдена вернуться к глобалистической политике, расположили страны ЕС, которые надеются на его победу. Лидеры Германии, Франции, Италии и других стран Евросоюза уже поздравили его с победой уже 7 ноября 2020 года, хотя официально результаты ещё не объявлены.
Список литературы:
1. Robert E. Scott: Transatlantic Free Trade Agreement[Электронный ресурс]/Robert E. Scott//Economic Policy Institute.-2013.-URL: https://www.epi.org/blog/transatlantic-free-trade-agreement-job-claims/
2. Vicki Birchfield: La négociation du Partenariat Transatlantique de Commerce et d’Investissement (TTIP) : comparaison entre les motivations, les oppositions et l’opinion publique des États-Unis et de l’Union européenne[Электронный ресурс]/Vicki Birchfield//Politique américaine.-2015.-URL: https://www.cairn.info/revue-politique-americaine-2015-2-page-129.htm
3. Трамп подписал закон о налоговой реформе США[Электронный ресурс]/РБК-2017 URL: https://www.rbc.ru/politics/22/12/2017/5a3d2c2b9a794748bfab819c
4. Трамп ввел пошлины на импорт стали и алюминия[Электронный ресурс]/Риа Новости-2019.-URL: https://ria.ru/20180309/1516030449.html
5. Трамп постоянно хвастается, что при нем экономика США растет, как никогда в истории. Трампономика действительно такая крутая?[Электронный ресурс]/Медуза-2020.-URL: https://meduza.io/feature/2020/02/14/tramp-postoyanno-hvastaetsya-chto-pri-nem-ekonomika-ssha-rastet-kak-nikogda-v-istorii-tramponomika-deystvitelno-takaya-krutaya
6. Andrew Griffin: TTIP talks 'likely to stop', say officials, as François Hollande signals France will reject deal[Электронный ресурс]/Andrew Griffin//The Independent.-2016.-URL: https://www.independent.co.uk/news/world/europe/ttip-talks-france-francois-hollande-deal-agreement-transatlantic-trade-partnership-a7011986.html
7. Самые Дорогие Компании Мира 2016[Электронный ресурс]/Школа инвестора-2017.-URL: https://investorschool.ru/samye-dorogie-kompanii-mira-2016