Найти тему
F1 Ревю

В чём ценность борьбы за последние места в чемпионате Формулы 1? Разбираемся, кто победитель среди аутсайдеров

В нынешнем сезоне Альфа Ромео близка к тому, чтобы выиграть пускай кажущуюся незначительной, но такую важную битву. После двойного финиша в очковой зоне, Альфа практически обеспечила себе восьмое место в командном зачёте чемпионата 2020 года. Давайте оценим конкурентов и подумаем о сути этой борьбы внизу таблицы.

Кевин Магнуссен и Антонио Джовинацци / Гран При Австрии 2020
Кевин Магнуссен и Антонио Джовинацци / Гран При Австрии 2020

Совершенно очевидно, что в текущем сезоне есть команды группы "А" - топовые, группы "Б" - середняки, и группы "С" - аутсайдеры, и именно к аутсайдерам стоит причислять Уильямс, Хаас и Альфа Ромео, о которой, в основном, и пойдёт речь. Чтобы осознать, насколько эти команды действительно являются аутсайдерами, вдумайтесь в цифры статистики: на троих, эти команды собрали за текущий сезон всего 13 очков и всего 6 финишей в пределах первой десятки!

Кими Райкконен и Антонио Джовинацци финишировали девятым и десятым соответственно на прошедшем Гран При в Имоле, а это означает, что у преследователей остаётся крайне мало шансов на то, чтобы догнать их, учитывая, что до конца сезона осталось всего 4 гонки. Конечно, можно постараться учесть тот факт, что каждая из этих гонок окажется такой же сумасшедшей, как Монца, но всё же это маловероятно. Ближайший конкурент Альфы - команда Хаас - находится в пяти очках позади, и, справедливости ради, чтобы догнать Альфу, американской команде потребуется набрать столько же очков, сколько она смогла набрать в последних 19 (девятнадцати, Карл!) гонках в Формуле 1.

Конечно, это не только вопрос престижа, хотя кто будет бороться ради престижа за предпоследнюю или предпредпоследнюю строчку чемпионата? Конечно, дело в деньгах - разница в выплатах между восьмым и девятым местом составляет порядка 6 миллионов долларов. Более того, доходы всей Формулы 1 из-за пандемии сократились примерно на 40% и, вероятно, это сильно повлияет на выплаты командам по итогам 2020 года, так что побороться тут есть за что, особенно небольшим коллективам.

С другой стороны, если команда не столь остро нуждается в дополнительных деньгах, то финиш на позиции ниже означает для них то, что они смогу больше времени потратить на доработку аэродинамики болида, то есть провести большее количество тестов в аэротрубе. Спасибо новым гибким правилам 2021 года. По этим правилам, победитель чемпионата получит только 90% времени в аэротрубе, а вот последняя команда получит аж 112.5%, в последующих сезонах эти цифры будут различаться ещё сильнее.

Гюнтер Штайнер, руководитель Haas F1
Гюнтер Штайнер, руководитель Haas F1

Можно, конечно, задаться вопросом - а стоит ли вообще стараться финишировать выше, если меньший результат даст большую пользу с точки зрения разработки болида на следующий год? Конечно стоит. Формула 1 - это большой бизнес, в котором многое решают деньги, а для команды вроде Хаас, это вообще основное, зачем они в Ф1. Никакие дополнительные 10, 15, или даже 20 процентов времени на разработку болида не окупят потери 6 миллионов долларов призовых.

Мне кажется, что Альфа Ромео по праву можно считать сильнейшей командой в группе отстающих, даже несмотря на то, что добраться до второго сегмента квалификации им удавалось меньшее количество раз, чем тому же Хаасу и Уильямсу, их гоночный темп и стабильность на уровень выше. Статистика говорит сама за себя - если взять в расчёт все финиши гонок 2020 и посмотреть на ту самую группу "С" из трё команд, то мы увидим, что по воскресеньям гонщики Альфа Ромео одерживали победу над конкурентами 13 раз.

Антонио Джовинацци / 2020
Антонио Джовинацци / 2020

Между прочим, успех Альфы - это в равной степени и провал Хааса, ведь пока болид для Кими и Джови дорабатывали, Ромен и Кевин ездили практически на той же самой версии, что была и в феврале на тестах в Барселоне. Сложно представить, что при отсутствии хоть какого-то существенного прогресса, Хаасу можно выиграть эту маленькую битву. Ромен говорил, что у болида чудовищные проблемы с задней подвеской и аэродинамикой задней части, да и доработок практически никаких. Отдельные успехи в квалификациях, по сути, ограничиваются одним удачным кругом по субботам, а в воскресенье всё встаёт на места.

То же самое касается и Уильямса. Рассел выживает из болида, наверное, 110% потенциала, заложенного в него, но только по субботам и только на дистанции одного квалификационного круга. Наверное, да хотя чего сомневаться, сто процентов - Рассела можно назвать лучшим гонщиком всех суббот из этой группы, ведь он чаще всех затаскивал болид во второй сегмент. Без сомнений, Джордж подтверждает свой природный талант и скорость, но очки раздают по воскресеньям, а на гоночной дистанции у Уильямса дела далеко не так хороши.

Джордж Рассел и Кими Райкконен / 2020
Джордж Рассел и Кими Райкконен / 2020

В общем, понятно, что среди медленных команд есть одна с чуть большей стабильностью по воскресеньям - это Альфа Ромео. Кажется, именно они получат прибавку в 6 миллионов долларов призовых по итогам сезона и, несмотря на малое внимание к этой группе и не самый высокий темп, накал борьбы у них довольно сильный. Более того, не стоит сбрасывать со счетов фактор сумасшествия, который так часто мы могли видеть в нынешнем сезоне - возможно всё, и кто знает, может Хаас опять рискнут так, что заработают нужные 5 очков за одну-две гонки? Та же предстоящая Турция, как мы могли видеть - это лотерея, ведь болиды ездят словно по льду, а не по асфальту, а если дождь? В общем, битва у этих парней неплохая, и, если с первыми двумя местами в чемпионате всё уже решено, то в средней и нижней частях таблицы всё в самом разгаре!

Посмотрим, насколько насыщенной станет концовка сезона. Ставлю на победу Альфы, но душой болею за первые очки Рассела! :)

#кими райкконен #джордж рассел #антонио джовинацци #кевин магнуссен #ромен грожан #фелипе масса #себастьян феттель #льюис хэмилтон #льюис хэмильтон #фернандо алонсо