Найти в Дзене
Папирус бывшего жреца

Мумии и поп-культура

Египтология и египтомания нашли отражение в литературе XIX века. Между 1860 и 1914 годами были опубликованы сотни историй о египетских приключениях, героями которых выступали как учёные-археологи, так и просто охотники за древностями. Главным сюжетом в этих повествованиях было "проклятие мумии", которое следует простой сюжетной структуре: незаконное присвоение артефактов гробницы влечёт за собою страшные последствия.

Тара.
Тара.

Одним из наиболее известных произведений является роман классика жанра ужасов Брема Стокера "Сокровище семи звёзд", опубликованный в 1903 году и неоднократно экранизировавшийся. Лучшими экранизациями бесспорно являются "Кровь из могилы мумии" (1971) и "Воскрешение"(1980).

Общая канва сюжета фильмов, несмотря на то, что оба серьёзно отошли от текста Стокера, да и сами отличаются друг от друга, такова: найдена гробница древней царицы, которую можно воскресить, если правильно провести описанный ею ритуал. Ну, а пока учёные спорят, как это сделать, дух царицы вселяется в дочь археолога по имени Маргарет и через неё помогает учёным найти недостающие сведения и артефакты.

В романе много рассуждений, философских и исторических, рассказов о старых экспедициях - и совсем немного действий. Напротив, фильмы с самого начала изобилуют пугающими сценами, ужас нагнетается на протяжении всего действа и итог борьбы любопытных учёных с последствиями их экспериментов однозначен: древняя магия легко побеждает науку, древность могущественнее современности, египетская царица манипулирует британскими учёными, как опытный кукловод.

В обоих фильмах прописаны романтические линии, особенно хороша актриса, сыгравшая древнюю царицу в фильме 1971 года- Валери Леон.

-2

Hammer Film Productions Ltd- это британская компания, базирующаяся в Лондоне. Основанная в 1934 году, компания наиболее известна серией фильмов ужасов , снятых с середины 1950-х до 1970-х гг. Одним из этих фильмов и стал "Кровь из могилы мумии".

-3

Интересно то, что ни в романе Стокера, не в фильме мы встречаем не мумию, а живую царицу, пребывающую в некотором магическом анабиозе. В фильме даже есть ретроспективная сцена, объясняющая это: царица- мощная колдунья, убить которую нельзя, можно лишь погрузить в состояние покоя и замуровать в гробнице. Однако, всё происходящее- не более, чем приводимый в действие план самой чародейки.

-4

Костюм царицы представляет собою, замечательный фантазийный наряд, в котором красивая актриса предстаёт очень привлекательной, великолепно вписавшись в египетскую экзотику, мрачную и чувственную одновременно, полную мистики и магии, загадок и соблазнов.