Во пуританские времена СССР очень тщательно следили не только за политической грамотностью советских людей, но и за их "облико морале", особенно подрастающего поколения - детей, подростков и молодежи. Вся кинопродукция, в т.ч. советская, а особенно иностранная, подвергалась тщательному контролю со стороны цензоров Госкино.
В советское время действовала 4-уровневая система классификации фильмов:
- для всех зрителей (0+);
- для всех зрителей, кроме утренних детских сеансов (6+);
- для зрителей старше 16 лет ("Детям до 16");
- запрет к показу на территории СССР.
В последнюю категорию в первую очередь попадали фильмы с "клубничкой" на экранах, причем в современном представлении в них все выглядит очень невинно и наивно. Под опалу также попадали фильмы, "пропагандирующие культ жестокости", под которые обычно попадали западные ужастики, фантастические триллеры и фильмы про каратистов и восточные единоборства.
Такие фильмы до конца Перестройки можно было посмотреть лишь нелегально на квартире у друга, имевшего видеомагнитофон (стоили у спекулянтов как "Жигули" в те годы), однако если советская милиции хватала с поличным любителей запретных видеосеансов, то за просмотр и особенно показ вполне реально было угодить в места не столь отдаленные на пару лет. В советской уголовной практике было немало таких случаев. Видеокассеты с запрещенкой обычно провозили в СССР моряки, дипломаты или загранработники, а на русский переводилось все гнусавым переводчиков в подпольной студии.
Однако и допущенные советской цензурой фильмы для широкого проката по СССР также часто маркировались "Детям до 16" за вполне безобидные по сегодняшним меркам сцены. В основном детей не пускали на иностранные ленты, которые всегда пользовались особой популярностью, однако встречались и советские фильмы. Во многих фильмах часть крамольных сцен нещадно вырезалась. На фильмы с таким грифом кассиры продавали билеты по паспорту, а на входе в зрительный зал обычно стояли строгие билетеры и дружинники с красной повязкой.
В слову, в СССР популярность фильма в прокате оценивали не по кассовым сборам в денежных единицах, как на западе, а по числу проданных билетов, т.е. зрителей.
1.Укрощение строптивого (Италия, 1980)
56 млн. зрителей
Премьера романтической комедии с Андриана Челентано и Орнелой Мути в главных ролях состоялась в кинотеатрах СССР в 1983 году. Сюжет не блещет оригинальностью - нелюдимому 40-летнему фермеру-холостяку Элиа с шовинистским отношением к дамам приходится приютить у себя 25-летнюю избалованную городскую красавицу Лизу, у которой сломалась машина. Заинтригованная девушка пытается укротить бобыля, и к концу фильма ей это удается.
Некоторые крамольные эпизоды в фильме были вырезаны или сокращены советскими менторами. Но несмотря на это, в фильме было много "интересного", поэтому детей, которым не следовало ничего знать про отношения между мужчинами и женщинами, на сеансы не пускали.
2.Маленькая Вера (СССР, 1988)
56 млн. зрителей
На чернушный фильм, вышедший в разгар Перестройки, когда в одночасье вдруг все стало можно, люди буквально ломились в кинотеатры ради первой официально снятой в СССР "клубничной" сцены Натальи Негоды и Андрея Соколова, которую крутили на больших экранах.
На деле же фильм является реалистичной депрессивной социальной драмой об убогой и беспросветной жизни в провинциальном советском городе, поэтому зрители выходили из кинотеатров с неоднозначными чувствами.
Также зрителей крайне смущало само послание фильма о том, что молодая девушка борется за свое личное жизненное счастье вместо того, чтобы жертвовать собой во благо советской державы и построения коммунизма.
"Клубничка" и тяжелый социальный подтекст вполне очевидно сделали этот фильм недоступным для детей.
3.Анжелика - маркиза ангелов (Франция/Италия, 1964)
44 млн. зрителей
Экранизации популярных романов Сержа и Анн Голон о похождениях прекрасной авантюристки Анжелики (роль сыграла несравненная Мишель Мерсье) в средневековой Франции, которая флиртовала с королями, падишахами, султанами и миллионерами, часто представая перед зрителями в неглиже, из-за своей аморальности никак не подходила для советских школьников. Их папы и мамы смотрели фильм также в обрезанной версии.
В советском прокате показывали несколько фильмов из серии об Анжелике, но именно первая часть, "Анжелика - маркиза ангелов", появившаяся в кинотеатрах СССР в 1969 году, собрала больше всего зрителей.
4.Новые амазонки (Польша, 1983)
34 млн. зрителей
Польская фантастическая комедия про 2 мужчин-неудачников, которые соглашаются на эксперимент по замораживанию и просыпаются в далеком будущем, когда мужчин не стало, а на планете остались лишь одни женщины- ярые феминистки, которые живут в подземных катакомбах и презирают мужской род, была изрезана цензурой на целых 25 минут для проката в СССР, но все равно там было на что посмотреть. Полную версию без купюр советские зрители смогли увидеть лишь в начале 90-х.
Вышедшая в конце 1986 года в советских кинотеатрах лента ожидаемо имела удостоверение "16+".
5.Вий (СССР, 1967)
32 млн. зрителей
Фильм по повести Николая Гоголя с симпатичной паночкой Натальей Варлей считается первым в СССР мистическим хоррором, который обеспечивал ночными кошмарами абсолютное большинство неискушенных советских зрителей и стал одним из лидеров проката 1968 года, хотя сейчас костюмы чудищ, да и весь фильм выглядит весьма забавно.
Неудивительно, что доступ детей к нему был заказан - октябрята и пионеры с хрупкой психикой должны были думать о светлом коммунистическом будущем, а не о вурдалаках, церковном мракобесии и летающих гробах.
Понравилось? 👍 Ставь лайк, сделай репост в соцсетях!
☑️ Подпишись на наши новые статьи в ленте Дзена!