Найти в Дзене
Судострой

Морская робототехника начинается с "Кадета"

Оглавление
Беспилотная платформа "Кадет-М" / Фото: Судострой
Беспилотная платформа "Кадет-М" / Фото: Судострой

Два месяца назад несколько петербургских образовательных учреждений получили в опытную эксплуатацию учебно-методические комплексы на базе беспилотных надводных платформ "Кадет-М". Сертификаты на два комплекса были переданы Кронштадтскому морскому кадетскому военному корпусу, на пять – Нахимовским военно-морском училищам, ещё на два – Яхт-клубу Санкт-Петербурга. На платформах "Кадет-М" ребята будут осваивать основы морской надводной робототехники.

Техническое устройство

Комплекс "Кадет-М" представляет собой #катамаран модульной конструкции длиной 2 м, работающий от солнечной энергии. Каркас выполнен из алюминиевых сплавов, элементы корпуса (поплавки) – из композитных материалов. Для удобства перевозки конструкция может быть разобрана. Вес катамарана составляет около 100 кг, при этом он может нести нагрузку до 50 кг и развивать скорость до 12 узлов.

История создания

В создании комплекса участвовали несколько организаций. Идея была предложена Кронштадтским морским кадетским военным корпусом. Разработкой катамарана занимались в Центре развития инновационной деятельности Санкт-Петербургского политехнического университета. Композитные корпуса выпускались на Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ). Углеволокно было предоставлено компанией "Итекма". Изготовлением каркаса занимались в НПК "Морсвязьавтоматика". Солнечные панели были предоставлены компанией "Хэвел".

Широкой публике платформа "Кадет-М" была впервые представлена разработчиками в ходе Международного военно-технического форума "Армия-2019". На тот момент "Кадет-М" назывался #беспилотным катером-лабораторией.

Предсерийный образец беспилотного катера "Кадет-М" на форуме "Армия-2019" / Фото: Судострой
Предсерийный образец беспилотного катера "Кадет-М" на форуме "Армия-2019" / Фото: Судострой

Полномасштабные испытания платформы прошли летом 2020 года. В частности, на них проверялась система автономного управления, которая отрабатывает воздействия внешней среды и принимает решения о направлении движения.

Возможности

Для выполнения исследовательских задач катамаран может нести сменные модули с различным оборудованием. Первый вариант – механическая рука со сменными захватами. Роботизированная рука может использоваться для сбора мусора или образцов водорослей, обслуживания подводных объектов. Второй – устройство для взятия проб воды с экспресс-анализом состава и построением карты загрязнений. В этом же модуле предусмотрен дозиметр. Третий модуль включает в себя эхолот, строящий 3D-карты глубин. Для изучения подводных объектов в модуле предусмотрена подводная видеокамера с глубиной погружения до 25 м.

Мозг платформы – бортовой компьютер с системой технического зрения и принятия решений расположен в отдельном модуле. Он позволяет комплексу работать в трёх разных режимах: радиоуправляемом, полуавтоматическом и автономном.

Разработчики "Кадета-М" демонстрируют замену модуля / Фото: Судострой
Разработчики "Кадета-М" демонстрируют замену модуля / Фото: Судострой

Что дальше?

Пока что "Кадет-М" будет использоваться для учебно-исследовательских проектов в области #морской робототехники, программирования, 3D-моделирования, управления беспилотными аппаратами.

Однако изначально разработчики комплекса не ограничивали его исключительно учебными задачами. Катамаран также может пригодиться транспортным и гидрографическим службам. Также такой комплекс может использоваться для экологического контроля.

Когда именно появятся такие роботы на базе платформы "Кадет-М" будет во многом зависеть от результатов опытной эксплуатации в учебных заведениях.