«Детство – лихорадочный сон, населенный вполне реальными монстрами, которых мы даже не в состоянии вспомнить, но которые в нас живут».
Порой это, действительно так. И тогда было бы очень интересно узнать, что за монстры до поры до времени тайно жили в душе султана Сулеймана Великолепного, которого его потомки в сериале «Великолепный век» изобразили так, что под конец восхищаться им что-то совсем не хочется.
Каким же было детство Сулеймана? Ведь именно там, в детстве, мы ищем истоки наших проблем. Весь сериал, все четыре сезона нам показывают внутреннюю борьбу Сулеймана с образом сурового отца Селима Явуза, который прославился не только своими громкими завоевательными походами, но и своей неукротимой жестокостью.
Всю дорогу Сулейман боялся обнаружить в себе страшные черты отца, которые ужасали его, ростки которых всеми силами души он пытался искоренить в себе. Нельзя сказать, что он ненавидел отца, нет, но он, бесспорно, боялся его. А там, где есть страх, не живет любовь и доверие.
Селим был младшим и скорее всего ненаследным шахзаде среди всех сыновей Баязида II. Младшим, но при этом самым энергичным, воинственным и целеустремленным, более всего напоминавшего своего деда Мехмеда Завоевателя. Однако склонному к философии Баязиду по душе был более уравновешенный и спокойный второй его сын Ахмед. Младший же Селим уже однажды пытался поднять бунт против отца, в результате чего потерпел поражение, из-за чего ему пришлось бежать в Крым под крыло тестя хана Менгли-Гирея.
Баязид, как все османсие султаны, занимался расширением империи, но однажды у него возник внутренний конфликт с анатолийскими кызылбашами – это были шиитские племена, родственные персам. Они носили красные фески с двенадцатью кистями в знак того, что признают высшим владыкой двенадцатого имама, что с точки зрения Селима было страшной ересью, как и весь шиизм. К тому же эти кызылбаши поддерживали врага османов шаха Исмаила (отца Тахмаспа). Селим считал, что всех кызылбашей нужно истребить под корень (привет Эбуссууду эфенди, который спустя много лет выпустит-таки фетву, приравнивающую кызылбашей к нечистым животным и обязывающую каждого правоверного к их тотальному истреблению). Баязед же был против истребления подданных, кем бы они ни были, не хотел кровопролития и из-за этой примиренческой позиции окончательно лишился уважения неукротимого Селима, посчитавшего собственного отца вероотступником и трусом.
А тут, как нарочно, персидского шаха Исмаила после пафосного завоевания им жемчужины востока Герата и победы над своим давним врагом узбекским Шейбани-ханом обуял демон гордыни, и он присвоил себе божественный статус того самого двенадцатого имама. У шиитов было одиннадцать имамов, ведущих родословную от самого Пророка, чью власть они признают божественной, а двенадцатый имам – Мухаммад – скрылся, исчез и был провозглашен «скрытым имамом», которого все ждут как мессию (махди). И вот шах Исмаил, этот зеленый юнец двадцати четырех лет отроду и не самого праведного образа жизни человек, фактически объявляет себя мессией, и одновременно претендует на кровное родство с Пророком. С точки зрения Селима Явуза, у которого итак давно чесались руки на персов, это была не просто ересь, а ересь в квадрате, дающая ему право на джихад.
Дальше - хуже. Из черепа поверженного узбекского хана по приказу Исмаила была изготовлена чаша, оправленная золотом.
Все остальное, что осталось от воинственного узбекского Шейбани-хана, по приказу Исмаила разрезали на куски и разослали в разные земли, ранее ему принадлежавшие, чтобы граждане убедились в смерти своего прежнего покровителя, устрашились и пали ниц. Такие вот были времена - часто посылками местные князьки получали красноречивые кувшины с медом, в которых плавали отрубленные головы, руки, ноги и иные части тела их бывшего предводителя. А тот, кто их отправлял, умыв руки и благостно помолившись Всевышнему, писал стихи, газели, беседовал с учеными и нюхал розы в своем саду. И вот, не иначе как не дремлющий шайтан дал тот роковой совет опьяненному победой молодому персидскому шаху, но только в какой-то недобрый день, тот взял да и отправил эту страшную чашу-череп в Стамбул своему давнему врагу – османскому султану, чье влияние год от года все росло и росло. Что именно хотел сказать этим дерзким подарком Исмаил и чего хотел добиться доподлинно не известно, но поскольку на востоке обожают аллегории, то смысл так или иначе должен был найтись. И он нашелся.
Прознав про такой подарок отцу, Селим воспринял эту чашу как явную и озвученную угрозу, вызов и личное оскорбление всей османской династии и поклялся, что очень скоро из этой самой чаши он выпьет горячую кровь еретика Исмаила Сефивида.
Старый султан Баязид пытался сдержать бешенство своего воинственного сына, но в ответ на это тот вновь поднял мятеж, и тут всем стало понятно, что на троне нет места тому, кто потерял хватку. Акелла промахнулся и должен был уступить место новому вожаку. Янычары, чуявшие кровь и скорую добычу за версту, перешли на сторону Селима, а старому султану было предложено уйти в отставку. Баязид горевал, что дошло до такого, и ради избавления государства от гражданской войны между сыновьями принял редкое для монархов всех стран и времен решение - добровольно отказался от османского престола в пользу самого одержимого властью сына – Селима. Баязиду итак было понятно, что Селим не смирится ни с каким другим выбором падишаха, а ярости его хватит на самую кровопролитную братоубийственную войну, которая все равно закончится его победой. Отречение было подписано, тугра приложена - всё, мавр сделал свое дело, мавр может уходить. И Баязид Второй в полном душевном сокрушении махнул рукой "делайте, что хотите!" и направился доживать свои дни к себе на родину в Дидимотику. По дороге старый султан умер от горя. Правда, злые языки шептали тогда что-то про отравленный лукум от родного сыночка - так, для верности, чтобы папа вдруг не передумал на полдороге и не возвернулся в Стамбул.
Селим же, взойдя на престол, в благодарность покойному отцу, ничтоже сумняшеся, захватил в плен своих старших братьев и задушил их. Потом шелковый шнурок затянулся на шеях его четырех племянников-сирот, младшему из которых было пять лет - их крики Селим хладнокровно слушал, находясь в соседней комнате и контролируя процесс. Дальше настал черед всех остальных родственников по мужской линии, кто имел хоть малейшее отношение к трону. Обеспечив таким чудовищным способом абсолютную единоличную власть, мятеж, поднятый им же, был быстро прекращен его же жесткой рукой и порядок в государстве восстановлен.
Сразу же после этого религиозный и безмерно фанатичный Селим, разозленный Исмаилом, перво-наперво решил истребить всю шиитскую ересь на своих землях. С его точки зрения, это были не просто еретики, но еще и пятая колонна, очаг непокорства и нестабильности, агенты влияния персидского шаха в его, Селима, владениях. В общем, хороший кызылбаши - мёртвый кызылбаши.
В 1513 бейлербеям Румелии и Анатолии было приказано составить списки всего шиитского населения, куда попало порядка 45-50 тысяч людей возрастом от 7 до 70 лет, многие из которых даже и шиитами не были, но поскольку убийцам платили за каждую отрезанную голову, то отовсюду сыпались ложные доносы. Не только плата и пропуск в рай за убийство еретика привлекала правоверных, но и возможность свести счеты с соседом или, к примеру, не отдавать ему долг. И вскоре все анатолийские шииты, на минуточку подданные Османской империи, были уничтожены.
Ничего не напоминает? Да-да… все правильно - Варфоломеевская ночь во Франции, где за одну ночь католиками, стоящими у власти, были вырезаны 35 000 еретиков-гугенотов. Исламская и католическая резня отстояли друг от друга всего на несколько десятков лет. Религиозный фанатизм есть религиозный фанатизм, в какие бы декорации он не рядился - это всегда кровь.
Вот таким страшным, кровавым событием было ознаменовано начало восьмилетнего правления султана Селима Грозного, который за свою рьяную, фанатичную борьбу за чистоту веры получил еще и имя «Селим Справедливый». Кто дает такие славные прозвища – нам неизвестно, но жизнь показывает, что они, как правило, зарождаются где-то в недрах администрации главы государства.
Поистине, прав был Макиавелли, когда писал, что новому правителю, захватившему власть, следует начать с самых жестоких мер, и тогда каждый следующий его шаг народ будет воспринимать, как улучшение жизни.
Продолжение статьи здесь
______________________
Уважаемые читатели! Написание такого рода статей требует времени и мотивации для автора в виде вашего одобрения - ваших лайков, подписки на канал и репостов. Так я понимаю, что мои статьи вам, действительно, нужны и интересны. Поэтому поддержите канал - и я постараюсь и дальше радовать (или наоборот, раздражать - кому что по вкусу) уважаемую публику! )))