Найти тему
ТыжИсторик

Три художника-романтика, непонятые современниками

Оглавление

Автор: nekojiru.

Что больше всего любит обыватель в искусстве (музыке/живописи/литературе)? Чтобы было просто и ясно! Поэтому по сегодняшний день достается русским авангардистам: что за фигня, что за беспредметная живопись?!!!

Но даже во времена, когда живопись была вполне фигуративна, претензий к художникам было не меньше. Предпочитали господа и дамы XIX столетия сентиментальные сюжеты и незамысловатые композиции. Мне бы сегодня хотелось вспомнить трех мастеров XIX века, которые явно опередили свое время.

Уильям Тёрнер

Уильям Тёрнер родился в Лондоне 23 апреля 1775 года, он рано начал проявлять интерес к живописи и уже в 14 лет был принят в Королевскую академию искусств.

Южный вид на Церковь Христа со стороны лугов, Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер, 1799 г.
Южный вид на Церковь Христа со стороны лугов, Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер, 1799 г.

Его взлет был стремителен, уже в 25 лет Уильям Тёрнер был избран членом-корреспондентом Королевской академии. Он стал самым молодым художником, удостоенным этого высокого звания. Подобный успех приносит и благосостояние, у Тёрнера много заказов, он весьма высокооплачиваемый живописец.

Стоунхендж, Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер, 1827 г.
Стоунхендж, Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер, 1827 г.

Его стиль начинает меняться после поездки в Италию в 1819 году. Тёрнер начинает уделять больше внимания цвету и световым эффектам, нежели рисунку. Но пока его творческий гений удерживается в рамках “викторианских” представлений о прекрасном и продолжает приносить доход.

Снежная буря. Пароход у входа в гавань, Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер, 1842 г.
Снежная буря. Пароход у входа в гавань, Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер, 1842 г.

Однако, к 30-40 гг. Тёрнер настолько разошелся, что приблизился в своей живописной манере к импрессионистам (Клод Моне, Камиль Писсарро вдохновлялись работами Тёрнера и высоко ценили его искусство). А вот современники сочли, что Уильям Тёрнер сошел с ума, и потеряли всякий интерес к его живописи.

Франсиско Гойя

Танец на берегу Мансанареса, Франсиско Гойя, 1777 г.
Танец на берегу Мансанареса, Франсиско Гойя, 1777 г.

Франсиско Гойя начал учиться живописи в 13 лет, поступив в мастерскую Хосе Лусана. После семи лет обучения Гойя предпринимает первую попытку поступить в Академию Сан-Фернандо в Мадриде. Однако, его ждет провал. И не один. После двух неудачных попыток покорить Мадрид Гойя уезжает в в Италию, а через несколько лет возвращается в Сарагосу, где живут его родители.

«Поняли? Чтоб все было по-моему, слышите? А не то…» (Серия "Капричос", страница 76), Франсиско Гойя, 1799
«Поняли? Чтоб все было по-моему, слышите? А не то…» (Серия "Капричос", страница 76), Франсиско Гойя, 1799

В 1773 году Гойя влюбляется в Хосефу Байеу, сестру придворного художника Франсиско Байеу, который был сам родом из Сарагосы. Через два года, благодаря протекции Байеу, Гойя перебирается в Мадрид и получает свой первый придворный заказ: картоны для серии шпалер для столовой принца Астурийского, будущего Карла IV. Его карьера складывается довольно успешно и благосостояние медленно, но верно растет.

Серия "Бедствия войны", лист 14: Тяжек последний путь, Франсиско Гойя, 1814 г.
Серия "Бедствия войны", лист 14: Тяжек последний путь, Франсиско Гойя, 1814 г.

Все меняется в 1793 году, когда Гойя тяжело заболевает. Из-за перенесенного недуга художник теряет слух. И оптимизм. Его природная жизнерадостность сменяется мизантропией. Одним из первых результатов такой перемены явилась серия офортов “Капричос”, которая будет выпущена в 1799 году.

Шабаш ведьм (из росписей Дома Глухого), Франсиско Гойя, 1823 г.
Шабаш ведьм (из росписей Дома Глухого), Франсиско Гойя, 1823 г.

Его экспрессивность и стремление к гротеску бурно вырывается наружу в фресках (“Черные картины”), которыми он украсил свой дом (“Дом Глухого”). Гойя сатирически изображает сцены паломничества, инквизицию, он работает в гротесковой манере, которая подчеркивает абсурдность и ужас происходящего. Эти работы не предназначались для посторонних глаз, уж очень они были политизированы.

Сатурн, пожирающий своего сына (из росписей Дома Глухого), Франсиско Гойя, 1823 г.
Сатурн, пожирающий своего сына (из росписей Дома Глухого), Франсиско Гойя, 1823 г.

Уильям Блейк

Сострадание, Уильям Блейк, 1795 г.
Сострадание, Уильям Блейк, 1795 г.

Уильям Блейк родился в Лондоне в семье лавочника в 1757 году. Родители не смогли дать ему полноценное образование, Блейк учится в школе лишь до 10 лет, но зато отдали его на уроки живописи. В 1775 году Уильям Блейк поступил на обучение к граверу Джеймсу Бесайеру, а уже в 1779 году он начал обучение в Королевской Академии искусств.

Глашатай великой чумы. Иллюстрация к поэме "Европа: пророчество", Уильям Блейк, 1794 г.
Глашатай великой чумы. Иллюстрация к поэме "Европа: пророчество", Уильям Блейк, 1794 г.

Уже со студенческих лет Уильям Блейк отличался смелыми взглядами на живопись, которые резко контрастировали со взглядами руководства Академии. Учебу пришлось бросить, и Блейк начинает зарабатывать себе на жизнь книжными гравюрами, сделанными по рисункам других художников.

Иллюстрации к Библии. Вихрь: видение Иезекииля херувимов и глаз, Уильям Блейк, 1805 г.
Иллюстрации к Библии. Вихрь: видение Иезекииля херувимов и глаз, Уильям Блейк, 1805 г.

Блейк пишет стихи (сегодня он известен как поэт ничуть не меньше, чем как художник) и оформляет сборники собственными рисунками. Его работы шокируют английскую публику. Блейк тяготеет к божественной теме, превозносит Библию, но яростно порицает Церковь. В циклах “Песни Невинности” и “Песни Опыта” он столько раз отступается от принятой религиозной догматике, что даже надеяться на общественное признание ему не приходится.

Богоматерь и младенец Иисус, спящий на кресте, Уильям Блейк, 1800 г.
Богоматерь и младенец Иисус, спящий на кресте, Уильям Блейк, 1800 г.

Несколько раз Уильяму Блейку удается поучаствовать в выставках Королевской Академии, но публика принимает его работы в штыки, окрестив художника “неудачливым безумцем”.

Лайк и подписка на канал - это хорошо)

ЧИТАЙТЕ также:

Такой разный романтизм