Продолжаем просвещать начинающих писателей и тех, кто только задумывается об этой стезе. Сегодня обсудим чрезвычайно важный вопрос, который задавал себе каждый, кто сталкивался с неожиданной или бессмысленной (как тогда казалось) гибелью полюбившегося героя.
Неопытные авторы убивают персонажей, когда не знают что с ними делать дальше. А иногда для писателя это просто способ вернуть ускользующее внимание читателя (в литературной практике разные штуки для удержания аудитории называют «крючками», и про них мы когда-нибудь опубликуем отдельный текст).
Стоит признать — это довольно сильный метод из всего доступного арсенала художественных средств. Однако частить с ним не стоит, иначе перестанет работать. Плюс этак ведь и персонажей не напасешься (если, конечно, ты не Джордж Мартин)!
Но имеются и другие причины, по которым тот или иной литературный характер решением опытного автора вдруг «отправляется на радугу». О них мы и поговорим далее.
Причина №1. Убийство персонажа необходимо по сюжету
Пример: Алёна Ивановна, старуха процентщица из классического романа «Преступление и наказание» Достоевского.
Она нарочито описана как крайне неприятная личность, которой трудно сопереживать. Однако если бы её убийства не произошло, то не проделал бы и Раскольников эволюцию от примитивного ницшеанца («Тварь я дрожащая или право имею») до своего финального покаяния.
Причина №2. Смерть персонажа подталкивает прежде пассивных героев к действию.
Пример: Михаил Александрович Берлиоз из «Мастера и Маргариты». Интеллигентнейший начитанный атеист, который совсем не в добрый час привлекает беседой о религии внимание Воланда на Патриаршьих.
Если бы не случилась нелепейшая берлиозова смерть сразу после той встречи, то ведь и поэт Иван Бездомный не принялся бы действовать. В итоге нас быстро ввели в курс природы тех загадочных фигур, которые зачем-то пожаловали в Москву 30-х годов.
Причина №3. Это справедливо
Примеры: масса их.
Куча других литературных плохишей вроде Рамси Болтона, Джеофри Баратеона и Уолдера Фрея из уже упомянутой выше «Песни Льда и Пламени». Автор создаёт ряд характеров нарочно, чтобы читатель их смертельно возненавидел. А потом — испытал глубокое удовлетворение от постигшего негодяев возмездия.
Причина №4. Это несправедливо
Пример: Мелани Гамильтон Уилкс в «Унесенных ветром» Маргарет Митчелл.
Воплощение благородной леди, которая видит хорошее в каждом человеке. Она замужем за эталоном южного джентельмена — Эшли Уилксом.
Однако вся эта концентрация благородства никак не помогает молодой женщине выжить в годы войны. Да, умерла Мелани не от пули, а от последствий родов. Однако если бы вся завоеванная янки страна не оказалась в бедственном положении, то уход за ней был бы лучше и этого, вероятно, не произошло бы. Смертью Мелани Митчелл пытается подчеркнуть важность проблемы, о которой идёт речь в книге.
Каждый случай гибели положительных перснажей в саге о Гарри Поттере.
Джоан Роулинг, как известно, укокошила огромное количество хороших ребят, вызвав местами глубокие страдания читателей.
Собиралась она окончательно убить и кого-то из трех основных персонажей (очевидно, Гарри). Лишь массированная бомбардировка её почтового ящика фанатскими письмами с мольбами оставить в живых главного героя вынудила писательницу отказаться от первоначального плана.
Так зачем были нужны все эти смерти?
Дело в том, что сага Роулинг взрослеет вместе с читателем. Она эволюционирует из явно детской истории для девятилеток до глубокой и затрагивающей массу наисерьёзнейших тем подростковой книги.
Всё это сопровождается соответствующими изменениями в атмосфере. Она делается темнее и мрачнее. Учащающиеся случаи смерти хороших людей (и эльфов) повышают ставки для основных героев и это подчеркивает, что разговор дальше пойдёт уже совсем нешуточный. Тем самым создаётся необходимое драматургическое напряжение.
Дополнительное чтение:
Что такое «Клиффхэнгер» и как это работает?
Персонажи, которые умерли и воскресли (без Гарри Поттера)
Спасибо, что дочитали! Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать больше о секретах работы писателей.