Объясню простыми словами.
Мозг лучше воспринимает схемы, диаграммы и рисунки, чем текст в учебнике или конспект в тетради. Ведь он не мыслит линейно, каждое понятие у нас в мозгу связано с рядом других, то есть мышление как бы ветвится. Значит, нужно облегчить мозгу работу по пониманию и запоминанию информации. Необходимо всего лишь перевести материал в удобный для мозга формат. Формат таблиц и схем.
Составление интеллект-карт (ИК) – один из приёмов эффективного обучения. Основоположником данной методики является британский психолог Тони Бьюзен. Именно он придумал так называемые «mind map», метод организации мышления и запоминания информации. В основе его лежит целостное восприятие, ассоциативное мышление и визуализация.
Главные плюсы интеллект-карт именно для нас.
- Это увлекательнейший процесс, который развивает творческое начало.
- Действенный способ разложить сложную тему по полочкам.
- Возможность быстро повторить изученное.
- ИК не занимают много места при хранении.
- Учат выделять главное и искать логические связи между понятиями.
- Дочка видит границы материала, это важно для неё.
На мой взгляд, метод интеллект-карт особенно подходит творческим деткам. Ведь можно рисовать их самим, приложить фантазию, использовать разные материалы, яркие цвета. А можно и не рисовать. Сейчас существует множество специальных приложений для создания ИК. Например, Canva, Mindomo, Mind Mapping, Orbit Mind и другие.
Первое знакомство с данным методом конспектирования и запоминания информации у нас произошло ещё во времена обучения в школе. Я помогала дочке с английским и решила зарисовать тему про времена в виде схемы. Получилось что-то вроде ромашки. В центре – название времени, а лепестки – основные моменты.
Также я нарисовала луч времён, чтобы наглядно показать, в какой момент настоящего, прошлого или будущего используется то или иное время. К моему удивлению, дочка поняла всё очень быстро, хотя английский всегда давался ей с трудом. С тех пор схемы и диаграммы с нами повсюду. На семейном обучении мы используем их ещё чаще. Как жаль, что в школах игнорируют эту методику.
Сейчас дочка уже в 7 классе. ИК мы используем практически по всем предметам. Например, по физике в этом году у нас нет учебника. Хотя это новый для дочки предмет. Я купила только конспекты в схемах, что по сути и является интеллект-картами. Она слушает видео-уроки, соотносит их с этими схемами, что-то записывает для себя.
https://www.labirint.ru/books/133808/?p=32422
На мой взгляд, ИК по биологии, географии и истории – вещь незаменимая. Ведь материал по гуманитарным предметам гораздо легче систематизировать в таблички, схемы и рисунки. Множество вариантов, море удовольствия, разгул фантазии, а результат превосходит все ожидания.
Правила по русскому языку, написанные в строчку, наведут тоску на любого. Мы сделали красивые, большие таблицы по морфологии, синтаксису и пунктуации. И, самое главное, в них легко ориентироваться.
По математике мы тоже рисуем карточки с формулами и основными моментами. Дочка оформляет их в своём стиле. Она очень не любит математику, поэтому создание этих схем – это единственное приятное впечатление от данной дисциплины.
Каких же основных правил мы придерживаемся при создании интеллектуальных карт?
- В одной строчке не должно быть больше 3 слов.
- Пишем только ключевые фразы.
- Максимально нацелены на оформление, уделяем этому много времени, чтобы интерес не пропадал.
- Используем как можно больше символов и знаков.
Кстати, мы используем ИК не только в образовательном процессе. А также в планировании. Мы с дочкой пишем планы на день, неделю, месяц в ежедневнике (или в телефоне). Оформляем их в виде красочных таблиц.
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн для детей на семейной форме обучения.
Автор: Елена Лачина, лингвист-переводчик, мама дочки на СО
Читайте также другие статьи автора:
Почему красивый почерк лишь у единиц? Есть простейшее объяснение...
Не пишем диктантов, не учим правил и не видим причин это делать
Спасибо за ваши "Спасибо". Подписывайтесь на канал