Найти в Дзене
Киноа: кино + архитектура

Смотрим фильм про крутого американского художника Филипа Гастона 🎨

Philip Guston. Outskirts. 1969
Philip Guston. Outskirts. 1969

Из одного из самых прогрессивных городов на планете Земля пришла печальная новость: звездного куратора ведущего музея отстранили от работы за критику решения руководства. Речь идет о Марке Годфри, старшем кураторе галереи Tate в Лондоне, который готовил выставку к 40-летию со дня смерти выдающегося американского художника Филипа Гастона.

Выставку отменили из-за опасения по поводу сатирических изображений куклуксклановцев в серии его картин. Мол, публика неправильно истолкует, как бы чего не вышло. Куратор рассердился в инстаграме и поплатился работой.

Подробнее об инциденте читайте в предыдущей статье, а пока я предлагаю посмотреть короткий документальный фильм BBC о смелом и противоречивом художнике.

Слева: Филип Гастон в Нью-Йорке в 1952. На снимке справа Гастону 17 лет.
Слева: Филип Гастон в Нью-Йорке в 1952. На снимке справа Гастону 17 лет.

В 2004 в Королевской Академии художеств в Лондоне прошла выставка Филипа Гастона. Видимо, в те времена руководство крупной арт-институции было смелее своих коллег-трусишек и не испугалось показать неоднозначное искусство широкой общественности.

Фильм рассказывает о пути художника. Родился в семье еврейских эмигрантов из Одессы. В Америке отец долго не мог найти работу, работал старьевщиком, а потом калоши и прочая рухлядь, которую возил отец, перекочевали на полотна Гастона-Гольдштейна-младшего.

Филип Гастон в своей студии рядом с картиной «Стол художника» (1973) 
© The Estate of Philip Guston
Филип Гастон в своей студии рядом с картиной «Стол художника» (1973) © The Estate of Philip Guston
Philip Guston, Studio Landscape, 1975. © The Estate of Philip Guston. Courtesy of the Estate and Hauser & Wirth.
Philip Guston, Studio Landscape, 1975. © The Estate of Philip Guston. Courtesy of the Estate and Hauser & Wirth.
Филип Гастон. Для Феллини. 1958
Филип Гастон. Для Феллини. 1958

В Нью-Йорке подружился с лучшими художниками своего времени, хотя в контексте нью-йоркской школы ему отводится мало внимания. Возможно, это связано с его «предательством»: в зрелом возрасте Гастон отошел от абстракционизма и вернулся к реальному миру. Отсюда и острые провокационные сюжеты, которые до сих пор, спустя более полувека, пугают просвещенную публику.

Отдельно хочу отметить киношное название – Odd Man Out’, то есть «Выбывший из игры»: так назывался знаменитый фильм-нуар британского режиссера Кэрола Рида с Джеймсом Мейсоном в главной роли. Напряженный, политический, любимый фильм Романа Поланского.

О городе в фильме «Выбывший из игры» Кэрола Рида читайте в одной из следующих публикаций.
О городе в фильме «Выбывший из игры» Кэрола Рида читайте в одной из следующих публикаций.

Обратите внимание, как корреспондент английской редакции BBC в фильме рассказывает о художнике, и сравните с рецензией на выставку 2004 года русской службы BBC. Если в фильме показано, как художник, несмотря на тяжелые жизненные обстоятельства, все-таки преодолел их и добился успеха, то в статье на русском языке для российской аудитории акцентируется ровно противоположное:

Родители Гастона - выходцы из Одессы, и не попади они в Новый Свет, Гастону (его настоящая фамилия Гольдштейн) пришлось бы разделить судьбу своих российских собратьев по кисти.


О каких российских собратьях идет речь, для меня загадка. Во всяком случае, я не знаю ни одного примера, чтобы в семьях самых нонконформистских нонконформистов кто-либо от голода и безденежья пошел бы работать старьевщиком, чтобы прокормить семью.

Делитесь интересными фильмами о современных художниках в комментариях, буду признательна!