Чуйская степь полна секретов и вот один из них.
В совершенно непосещаемом и непроездном месте — там бродят только коровы да стоянка чабанов неподалеку — стоит вот такой памятник-бюст.
Он установлен в честь агронома Анатолия Георгиевича Винокурова.
Чем же он так прославился, что удостоился такого памятного знака?
…В годы расцвета Советской власти на землях Кош-Агачского района паслись несметные стада, принадлежавшие колхозам и совхозам. Чтобы прокормить такое поголовье, было необходимо выращивать и заготавливать большое количество корма.
Но вот беда, земли Чуйской степи — это глина вперемешку с камнем, перемежаемая солончаками. Кроме того, тогда Чуйская степь была самым засушливым местом в России — за год здесь выпадало менее 150 мм. Поэтому выращивать здесь кормовые растения было затруднительно.
С давних пор местные скотоводы для орошения своих пастбищ использовали воду горных ручьев и рек. Для стада одной семьи этого было вполне достаточно. Но для масштабов коллективных хозяйств требовалось что-то посерьезней.
Тогда агроном А. Г. Винокуров, который был научным сотрудником в НИИ сельского хозяйства (с. Майма), разработал гидро-мелиоративную систему, которая использовала артезианские воды, залегающие недалеко под поверхностью почвы. Вода под собственным давлением била из скважин и по каналам-арыкам распределялась по полям, засеянным однолетними кормовыми растениями.
Это позволило в разы увеличить объем собираемых кормов.
Вообще, Анатолий Георгиевич в 70-х гг. занимался улучшением способов выращивания однолетних и многолетних (овес, ячмень) культур в высокогорной зоне Горного Алтая - Кош-Агачском и Улаганском районах. Возле села Кокоря у него было опытное поле. На нем он добился очень хороших результатов, которые были потом очень востребованы.
Благодарные жители Кош-Агачского района установили этот бюст Анатолию Георгиевичу. Надпись на постаменте гласит: «Агроном - ученый дерзновенный делами которого обновилась веками пустовавшая полупустынная степь».
Но жизнь его была недолгой. В 1976 году в возрасте всего 40 лет после трудового дня он скончался от сердечного приступа.
И сейчас о нем напоминают лишь расположенные по степи скважины с вечнотекущей водой и оросительные каналы…
Текст и фото Ирины Дмитриевой