Найти тему
Московские истории

Таганка: "Пацанами мы забирались в подвальчик Храма Святого Николая и играли в кладоискателей"

Обсудить работы Рублева и Дионисия, поедая конфеты "кавказские" на лавочке у монастыря, играть в церковном подвале в кладоскателей, отстоять силами работников фабрики храм - читатели канала "Московские истории" вспоминают о взаимоотношениях с церковью в "безбожное" советское время.

Никольская церковь на Студенце, 1981 г. Автор: Чеботарь Александр Мирчевич.
Никольская церковь на Студенце, 1981 г. Автор: Чеботарь Александр Мирчевич.

Фотиния Усанова

Я до сих пор живу в этом районе, мне приятно рассматривать старые фотографии с видами Таганки и читать очень личные истории ее жителей. Около ныне действующего торгового центра на Таганской площади (в сиреневом многоэтажном доме), на пересечении с переулком Маяковского, расположен Единоверческий Храм Святого Николая в Студенцах. Когда в начале 1960-х строили фабричные пятиэтажные кирпичные хрущевки, по обе стороны переулка Маяковского (дома № 2 и № 3 построены фабрикой "Кардо-Лента"), то храм, и так пострадавший при советской власти (снесли колокольню, лишили возможности проводить службы и т.п.), хотели снести окончательно. Но работники фабрики, среди которых было много верующих и богобоязненных людей, в том числе мои дедушка и бабушка по материнской линии, встали на защиту храма и отстояли его!

Переулок Маяковского. У библиотеки-музея В.В. Маяковского, 1947 г. Из фондов Государственного музея В.В. Маяковского.
Переулок Маяковского. У библиотеки-музея В.В. Маяковского, 1947 г. Из фондов Государственного музея В.В. Маяковского.

Михаил Хлюстов

Я как раз в доме № 2 по переулку Маяковского жил. (Первоначально Студенецкий переулок, затем - Гендриков). Пацанами мы забирались в подвальчик Храма Святого Николая и играли в кладоискателей. А за церковью, в сторону площади, долгое время был пустырь. Тоже место игр. Остальное там до 1971 года все было застроено. По крутым таганским переулкам мы зимой скатывались на санках, летом - на самодельных "платформах" из досок и подшипников.

Переулок Маяковского 1955 – 1956 г. Кадр из фильма «О Москве и москвичах» (студия ЦСДФ, 1956 г.).
Переулок Маяковского 1955 – 1956 г. Кадр из фильма «О Москве и москвичах» (студия ЦСДФ, 1956 г.).

Svetlana Olga Rodina

В середине 1960-х любили мы с подружкой гулять на территории Андронникова монастыря. Монастырь, разумеется, был не действующим, но стояла церковь (Храм Архангела Михаила) и ещё постройки, где размещалась постоянная выставка работ Андрея Рублёва и Дионисия.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва основан в 1947 году учёными Петром Барановским, Игорем Грабарём, Николаем Ворониным и Павлом Максимовым, по инициативе которых началась реставрация Спасо-Андроникова монастыря. Официальное открытие музея состоялось 21 сентября 1960 года.

Церковь была на реставрации, на ней висела табличка, что это самое старое сохранившееся каменное здание на территории Москвы. Смотрели на неё, и сердце замирало. Особую интригу придавала открытая дверь в церковь - видимо, реставраторы работали. Глянешь, внутри темно, зайти внутрь мы боялись.

Андроников монастырь в хрущёвское время. Реставрация Спасского собора с помощью... шар-бабы. Поздние приделы собора были безжалостно снесены, 1959 - 1960 г.
Автор: С. С. Подъяпольский.
Андроников монастырь в хрущёвское время. Реставрация Спасского собора с помощью... шар-бабы. Поздние приделы собора были безжалостно снесены, 1959 - 1960 г. Автор: С. С. Подъяпольский.

Работы Рублёва нам не нравились, они очень мрачные, тоску наводят. То ли дело иконы Дионисия - светлые, радостные, дышат добром, светом и любовью. Купим, бывало, граммов сто самых дешёвых конфет, "кавказские" назывались - соевые, но нам сходили за шоколадные - без фантиков, рубль пятьдесят за кило. Походим по выставке, сядем у ворот на лавочке, едим конфеты и делимся впечатлениями.

Еще о Таганке: "Наш детский сад был на территории Новоспасского монастыря".

Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru