Найти тему
Mortin

Как пандемия повлияла на развитие российского кино

Оглавление

Голограммы, кино на вертикальных экранах, виртуальные декорации – российские кинодеятели рассказали GQ, что ждет индустрию.

Кинематограф стал одной из сфер, по которой пандемия ударила особенно больно. Однако плач по закрытым кинотеатрам сменился разговорами о поисках выхода из кризиса. Вынужденные ограничения спровоцировали работу фантазии, и сегодня производители кино смотрят в будущее с куда большим оптимизмом, чем всего полгода назад. И очертания этого будущего стали проступать вполне отчетливо.

Алексей Герман-младший

режиссер

На мою деятельность пандемия повлияла ужасающим образом, мы были вынуждены остановить производство фильма. Но я уверен, что индустрия скоро оправится. Разумеется, возрастает роль онлайн-кинотеатров, при этом переносится множество проектов, кто-то вовсе обанкротится. Но когда в полную силу заработает офлайновый кинопоказ, все вернется. Не думаю, что в ближайшее врем­я стоит ожидать концептуальных прорывов, которые радикально­ изменят лицо индустрии. Развитие происходит эволюционно, а не скачкообразно. Будет уменьшаться размер камер и расти их доступность, многие технологические процессы уйдут в онлайн. Площадок для контента стало значительно больше, чем творческих людей. Думаю, это вызовет рост спроса на новые имена. Их появление естественным образом повлечет большое количество малобюджетных, но при этом хороших фильмов. Среди молодых растет запрос на социализм, что наверняка скажется на картинах. Очевидно, что мир фрагментируется, рушится, мы переходим к новому виду и устройству вселенной. Мы живем в эпоху, когда возможно все. 

Тимур Бекмамбетов

режиссер, продюсер, основатель кинокомпании Bazelevs

Мир виртуальных коммуникаций, мир экранов стал сегодня основным. Чтобы рассказать про наши проблемы, нужно показывать их на экранах устройств. Скринлайф, где все, что видит зритель, происходит на дисплее гаджета, более релевантен. Чтобы сегодня показать в кино ограбление банка, нужно продемонстрировать экран хакера. Романтическая история теперь – это не про парня, который лезет на балкон с цветами. Это про сервисы знакомств или социальные сети. Мир изменился, а кино – еще нет. Поэтому скринлайф станет одной из основных медиаформ. Наши устройства все больше начинают диктовать, какой контент мы смотрим и где. Молодая аудитория смотрит его вертикально на смартфонах, платформы типа TikTok устанавливают новые тренды, подталкивают развитие коротких видео. Это про совершенно другой опыт смотрения: не погружение в действие на большом экране на два часа, а короткие истории, которые можно посмотреть на ходу. Мы уже добились успеха с нашим первым проектом – вертикальным смартфон-сериалом Dead of Night для Snapchat, а сейчас рабо­таем над первым вертикальным блокбастером «ФАУ. Побег из ада». Он будет выпущен сразу в двух форматах: горизонтальном для кинотеатров и вертикальном для смартфонов. Нас ждет дальнейшее слияние технологий и кино. Мы, кстати, уже развиваем собственный стартап, цель которого – сделать технологии производства screenlife-контента доступными для массового пользователя. 

Юлия Миндубаева

генеральный директор Start

Стриминговые сервисы – одна из немногих индустрий, которую пандемия привела к дополнительному росту. В сравнении с предыдущим годом рынок в России вырос на 60 %. С конца лета ощущается недостаток премьер, к которому привело закрытие кинотеатров на время карантина по всему миру. Остановки производства также могут позже сказаться и на количестве сериальных премьер, особенно если карантин повторится, но в этой сфере российские продюсеры и платформы максимально изобретательны с точки зрения форматов и подхода к производству. Для кино же сейчас период трансформации. Студии и кинотеатры фокусируются на зрелищных фильмах, франшизах, больших брендах – кото­рые приносят больше прибыли, авторское, камерное кино все чаще зрители предпочитают смотреть онлайн. Экономика таких изменений пока не сложилась, все участники индустрии ищут баланс – а в период пандемии как минимум пытаются сохранить свой бизнес.

Александр Акопов

соучредитель продюсерской компании COSMOS Studio

На рынке сейчас существует два основных сегмента: телевизионные, а также онлайн-сервисы и традиционные кинотеатры. Первые из-за пандемии выиграли, вторые – очевидно проигрывают. В ближайшие годы стоит ожидать некоторого торможения индустрии «большого» кино. Существует один важный технологический фактор, который мало кто учитывает: доступность огромных теле­экранов, безусловно, повлияет на посещаемость кинотеатров. Прорывы происходят и в области съемок. На одном из проектов мы сейчас осваиваем технологию виртуальных декораций и объектов – так был снят, например, сериал «Мандалорец». Кроме того, популярность онлайн-сервисов способствует возвращению серьезного кино. Думаю, в ближайшее время там будет появляться все больше экспериментальных в художественном смысле и более острых фильмов. Думаю, что в России, как и во всем мире, появится больше социального и политического кино – тех жанров, которые, как казалось, исчезли из сферы интересов зрителя.

Антон Долин

кинокритик

На мою деятельность пандемия повлияла вполне банально: я потерял­ часть своих заработков, написал на карантине новую книгу (пока что очень ей доволен), придумал с коллегами и выпустил два номера журнала «Искусство кино» о сериалах, в мир которых мне тоже помог погрузиться затяжной простой кинопроката. Кино всегда зависело от технологий и было напрямую связано с их развитием. Однако сам я не слишком слежу за технологическими инновациями и, например, никак не могу уверовать, что VR и интерактивное кино – наше будущее (хотя они уже стали настоящим, его частью). Возможно, самоизоляция пробудит (или уже пробудила) в людях интерес к внутреннему миру, к герметичным проблемам внутри семьи или других замкнутых социальных микросхем. Хочется верить, что блокбастерная гигантомания, идущая от Голливуда, начнет постепенно сбавлять обороты и выходить из моды. Я жду политических изменений в застойной жизни нынешней России. Когда этот новый застой завершится, изменятся все сферы – и особенно культура, кино в том числе. А вот какими будут эти изменения, зависит от тех людей, которые будут определять жизнь нашего государства на новом историческом этапе.

Зинаида Пронченко

кинокритик

Ближайшая пара лет для кино, особенно авторского, будет очень тяжелой. Индустрия в кризисе из-за пандемии, надо готовиться к худшему. На мою профессию это повлияло напрямую: почти полгода я писала не рецензии, а мемуары. Я не особенно интересуюсь новыми технологиями, но процесс, что давно запущен Эдисоном, простите, «Нетфликсом», – стриминг – нас всех окончательно доконает. Я ничего не жду, надеюсь только, что ВСЕ кинотеатры не закроются, останется хотя бы по одному на мегаполис. Что же до трендов, то тренд один – правозащитный, пусть цветут все цветы.

Вячеслав Муругов

президент НМГ

В первую очередь пандемия заставила задуматься о новых бизнес-моделях, об уязвимости кинопроката и перспективах развития вещания в игровых кинотеатрах. В ближайшие годы кино будет идти вслед за технологиями передачи сигнала и формами этой передачи. Станут развиваться аттракционы – голо­графия, VR. Все это будет приобретать революционные формы и проявления, в разы превышающие по wow-эффекту переход от черно-белого изображения к цветному. Я, наверное, жду волну роботизации всех процессов. Главная интрига ближайшего десятилетия – возможна ли замена человеку в зоне творчества? Ну и конечно, свою роль обязательно сыграет новая этика. Фильмы, которые были сняты десять лет назад, сейчас с ужасом смотрятся – через призму новой этики. Кино будет отражать наступившую реальность, и мы увидим продиктованные этой реальностью сюжеты.

Антон Сиренко

гендиректор Sony Pictures P&R

Вот мое исключительно личное мнение: многие в ситуации вынужденной изоляции осознали, насколько же социальными существами мы являемся. Опыт, получаемый на киносеансе в темном зале с другими зрителями, ценен не только качеством изображения и звука, но и фактом коллективной реакции на контент на экране. Техническое развитие продолжит привлекать зрителей новинками кинотеатральных технологий, которые после, возможно, будут применимы и в домашних условиях. Но надеюсь, со временем они станут лишь помощниками захватывающих, хорошо рассказанных историй, которые заставляют пережить подлинные эмоции. Думаю, настоящих прорывов можно ждать даже не в сфере технологий воспроизведения, а на поле адресного информирования, рекомендаций. Искусственный разум уже способен подобрать индивидуальную рекомендацию. Когда мы регулярно и массово сможем рассчитывать на такую функцию, зрители будут в большей степени застрахованы от разочарования, а мы получим прекрасные отзывы и оптимальную эффективность. Возможность выпуска средне­бюджетных, но творчески смелых картин становится критически важной для сохранения и развития киноотрасли и киносообщества в целом. С новыми, активно развивающимися технологиями адресного рекламирования «нишевой» статус фильма перестанет означать его сомнительную экономическую эффективность. Полагаю, будет появляться больше картин с интересными отрицательными героями. Рамки допустимого в том, что может отрицательный персонаж, куда шире, чем у очевидно положительного героя. Параллельно с этим и число фильмов с рейтингом 18+ или (R), полагаю, будет расти.

Клим Шипенко

режиссер

Ближайшая пара лет станет для ин­дустрии большим испытанием. В первую очередь все будут ломать голову­ над тем, как вернуть зрителя в кино­театры. Всем придется в пять раз лучше работать над своими картинами­, чтобы доказать, что смотреть их на­до­­ именно в кинотеатрах. За время­ пандемии зритель отвык от походов в кино, а главное – понял, что его можно смотреть дома. Люди вынужденно разобрались в том, как работают стриминг-платформы, количество их пользователей сильно увеличилось. Рост будет происходить и дальше. Эти мысли занимают и меня самого. Кроме того, расширяются возможности компьютерной графики, ее производство становится легче и быстрее, дешевле, а качество растет. Думаю, что это главное направление, по которому будут происходить технологические прорывы. Конечно, продолжат меняться и камеры, но они уже настолько хороши, что пол­ностью удовлетворяют любые потребности кинематографистов. Ну и конечно, технологии технологиями, а главной составляющей кинематографа остается история. За время существования кино в этом направлении уже сделано очень много, так что придумать что-то новое достаточно сложно – тем интереснее сделать что-то оригинальное. Я и сам нахожусь в постоянном поиске свежих сюжетов и очень радуюсь, когда удается их отыскать.

Вероятно, вам также будет интересно:

В Москве возобновит работу старейший кинотеатр города

12 самых ожидаемых фильмовосени 2020-го

Московским кинотеатрам рекомендуют проверять наличие масок каждые 10 минут

Поток зрителей в российских кинотеатрах сократился в 25 раз

Теперь у Netflix естьрусскоязычная версия