Классик русской литературы был ... классическим гедонистом. Разбираем его эпистолярное наследие.
В воспоминаниях об Антоне Павловиче Чехове Илья Репин утверждал:
Это заявление стало почти программным. Чехов словно навеки застыл в образе «дядюшки в пенсне», столь же консервативном, сколь и ... далеким от истины.
Реальный Антон Павлович не отказывал себе в удовольствиях разного рода. О чем и сообщал в письмах друзьям и родственникам:
Что же входило в список маленьких радостей большого классика?
1. Природа
Природой писатель буквально наслаждался — и эстетически, и физически:
Особенно притягательными для Чехова были садоводство и цветоводство.
Почему? Это же сразу эстетика, творчество и рационализм — три в одном:
Но «делу время — потехе час». И даже такое невинное удовольствие как «тихая охота» могло помешать работе:
2. Общение
Общение было для Чехова не меньшим (а, может, и большим) удовольствием, чем созерцание и разумное преобразование природы.
Дружелюбие писателя было искренним, не напускным, при этом выражение радости от эпистолярного и живого общения с друзьями и гостями — максимально обходительным:
3. Путешествия
За свою краткую жизнь Чехову немало довелось поездить по стране и за рубежом.
Широко известна его трансроссийская поездка на Сахалин, хотя речь не об этих дорожных впечатлениях, большинство из которых (как и цель поездки) были весьма удручающими. Зато именно в путешествиях Чехов видел возможность освободиться хоть на время от рутины:
4. Праздность
Это даже не праздность в привычном понимании, не бесцельное существование, а, скорее, свобода.
Свобода и как художника, и как частного лица. Ее Чехову всегда не доставало:
Известно, что у Чехова была масса обязательств. Он содержал мать, сестру и братьев, очень много работал сначала как врач, а после выхода в 1887 году сборника рассказов «В сумерках» — как писатель, вел все дела семьи, и потому его представление о свободе и счастье было связано с ничегонеделаньем:
В одной из своих записных книжек он отметил:
5. Творчество
Творчество для Антона Павловича Чехова — главнейший источник наслаждения, о чем он не уставал писать, особенно в посланиях начинающим литераторам:
Кстати, одна из его корреспонденток не на шутку обиделась на его рекомендацию «писать с удовольствием». Чехову пришлось пояснить свою мысль:
Иными словами, творчество, по мнению Чехова — это не пустая забава, а самоотверженный и подчас очень тяжелый руд, требующий высокого уровня самодисциплины и ответственности перед собой и читателями:
6. Жизнь как она есть
С возрастом писатель все чаще обращался к самой жизни как первоисточнику удовольствий для души и тела: покоя, здоровья, тепла, удовольствия.
Интересно, что в письмах последних лет жизни Антон Павлович нередко упоминал о простых гастрономических радостях, хоть и с присущей ему иронией:
Главное, Антон Павлович продолжал настаивать в письмах, чтобы адресаты ни в чем себе не отказывали:
Доктор Чехов прав: зачем умирать прежде смерти? Зачем хандрить и печалиться, если можно просто наслаждаться жизнью? Жизнь подтачивают обязательства и рутина, а не естественные удовольствия, которых на самом деле не так уж и много...
Источники:
1. Летопись жизни и творчества А. П. Чехова: 1860 // Летопись жизни и творчества А. П. Чехова / Рос. акад. наук. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наследие, 2000—... — тт. 1— 4.
2. Переписка А. П. Чехова: в 2 т. / сост. и коммент. М. П. Гро-
мова, А. М. Долотовой, В. Б. Катаева. — М. : Худож. лит., 1984.
3. Чуковский К. Современники. — М.: Молодая гвардия (Жизнь замечательных людей) — 1967.
4. Бердников Г. П. Чехов. Серия биогр. Жизнь замечательных людей. Вып. 17 (549). Изд. 2-е. — М.: Мол. гвардия — 1978.