Найти тему
Издательство "Гангут"

О чем поведала старая модель?

Модель крейсера II ранга «Африка», как она поступила в Мемориальный музей-квартиру А. С. Попова
Модель крейсера II ранга «Африка», как она поступила в Мемориальный музей-квартиру А. С. Попова

В 2017 году в собрание Мемориального музея-квартиры А.С. Попова Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» поступила модель крейсера II ранга «Африка» с монтажом двух миниатюр-барельефов крейсера I ранга «Россия» и учебного судна «Европа». Именно эти корабли принимали участие в опытах А. С. Попова по радиотелеграфированию в 1897 году, в ходе которых он, установив на крейсере «Африка» одну из своих первых радиостанций, успешно осуществил радиосвязь с ними на море.
В большинстве случаев, атрибуция модели — процесс кропотливый и непростой. Немалую роль здесь играет и определение ее авторства. И тут в значительной мере ответ подсказала сама модель, или, вернее, примененные при ее изготовлении материалы. При осмотре модели крейсера «Африка» из Музея-­квартиры А. С. Попова выяснилось, что выполнена она из пластика «под пан­цирь черепахи» и «слоновую кость», подмодельная доска исполнена в виде характерного постамента, на котором и размещены указанные выше барельефы двух кораблей, выполненные предположительно из слоновой кости или белого пластика.

Среди отечественных судомоделистов в подобной технике, пожалуй, наиболее активно работал капитан 1 ранга, историк флота, ученый, кандидат военно-морских наук, музейщик Сергей Федорович Юрьев (
1895–1958 гг.), о чем свидетельствуют и другие его модели. Это обстоятельство и послужило основанием для выдвижения первой, рабочей гипотезы относительно авторства модели. Последовавшие далее реставрационные работы с моделью позволили раскрыть авторскую подпись и подтвердить этот факт.
Постройке моделей кораблей С. Ф. Юрьев посвятил около полувека своей жизни (по его признанию, он помнил себя за созданием моделей в десятилетнем возрасте и с этого момента считал себя моделистом). Из отечественных судомоделистов он одним из первых стал применять для создания моделей панцирь черепахи, изучив технологию работы с этим материалом у японских мастеров. Также применял слоновую кость, различные пластикаты.

Капитан 1 ранга С. Ф. Юрьев
Капитан 1 ранга С. Ф. Юрьев

Использованию в изготовлении моделей кораблей таких сложных материалов, как черепаховый панцирь и кость, во многом поспособствовало участие автора в дальнем плавании в 1924 году на сторожевом корабле «Воровский» из Архангельска во Владивосток. При заходах в Гонконг и Кантон у него имелась возможность познакомиться с работами местных мастеров-резчиков, которые, безусловно, скрывали большинство своих приемов, но постепенно С. Ф. Юрьев овладел особенностями работы со слоновой костью и панцирем черепахи.
Об этом он вспоминал так:

«В <…> 1930 г. я наконец "нашел себя". Меня увлекло творчество венецианских мастеров и нынешних восточных модельщиков, работающих над художественными миниатюрами из кости и черепахи. Не отвергая пластмассу, из которой я сделал целый ряд моделей-миниатюр, я постепенно перешел к использованию слоновой кости и черепахи, как наиболее выигрышному и благородному материалу…».


Что касается темы нашей работы, то Сергей Федорович имел самое непосредственное отношение к крейсеру «Африка». В
1910–1912 годах, когда старый корабль уже являлся учебным судном (с 1906 г.), он совершил на нем свое первое плавание, будучи волонтером флота. Сам С.Ф. Юрьев по этому поводу писал: «В 1910 году я начал свое первое плавание на "Африке", на которой подряд два года — 1910, 1911 — продолжал свои научные работы П.Н. Рыбкин».
Следует также отметить, что до 1916 года обязанности шхиперского содержателя и ревизора на этом корабле исполнял его отец Федор Григорьевич Юрьев. По окончании в мае 1915 года Михайловского артиллерийского училища с производством в чин прапорщика Сергей Федорович получает назначение в части береговой обороны морских фортов крепости Кронштадт.
В
1917 году он принимает участие в событиях Февральской революции, его избирают комендантом фортов 2-й линии обороны Кронштадта, а осенью того же года Сергей Федорович являлся непосредственным участником событий Октябрьского переворота. В 1918 году вступил в ряды Красной армии, воевал против белогвардейцев. Впрочем, с полной биографией С. Ф. Юрьева можно подробно ознакомиться в нескольких научных публикациях.

Крейсер II ранга «Африка», на котором С. Ф. Юрьев совершил свое первое плавание
Крейсер II ранга «Африка», на котором С. Ф. Юрьев совершил свое первое плавание

Сергей Федорович прослужил на флоте более тридцати пяти лет, отдавая все свободное от службы время на кораблях или на суше судомоделизму. «Анализируя творчество С. Ф. Юрьева, — писал более полувека назад один из старейших сотрудников ЦВММ А. Л. Ларионов — как моделиста, нужно заметить, что он никогда не делал модели случайных кораблей. Он считал, что модель — это либо памятник кораблю, который остается новому поколению, либо реконструкция корабля, имеющего большое познавательное значение, либо просто уменьшенная копия спроектированного корабля, который будут строить».

Как рассказывал сам Сергей Федорович:
«Я не могу точно вспомнить, когда и каким образом родилась у меня страсть к воспроизведению корабля в виде маленькой модели. Сначала резал из сосновой коры, дерева, а потом из слоновой кости и черепахи».
В списке работ С. Ф. Юрьева — модели эскадренных миноносцев «Ленин» и «Карл Маркс», фрегата «Паллада», модель-­горельеф крейсера «Варяг» и многих других кораблей (только в неполном списке его работ — 131 модель).
Желая воссоздать вид «Африки», а также корабельной антенны, которую применил на ней А. С. Попов, Сергей Федорович изготовил модели, которых на тот момент не имелось ни в одном музее СССР: в
1954 году он сделал модель крейсера II ранга «Африка» с двумя миниатюрными моделями крейсеров «Европа», «Россия», которая в настоящее время хранится в Государственном Политехническом музее в Москве.
Согласно документам прихода Политехнического музея,
16 декабря 1954 года закупочная комиссия произвела осмотр и оценку «Модели крейсера II-го ранга "Африка", на котором А. С. Попов в 1897 году проводил опыты по радиосвязи», предложенной для пополнения фондов. Предмет признали соответствующим профилю музея и приобрели у автора. Причем она стала одной из немногих моделей кораблей и судов в собрании Политехнического музея.

Спустя год он выполнил похожую модель в таком же исполнении для Центрального военно-морского музея. В
1955 году вторая модель крейсера «Африка» с барельефами, которая сегодня хранится в ЦВММ, была представлена на конкурсе Военно-морского флота на лучшие модели кораблей и отмечена грамотой. Предлагая принять модель на выставку, Сергей Федорович отмечал, что «данная работа не являлась самоцелью и не рассматривается как образец моделестроительного мастерства».

Фрагмент полумодели крейсера II ранга «Африка» из собрания ЦВММ с показом
антенного ввода вниз в кормовую рубку у бизань-мачты
Фрагмент полумодели крейсера II ранга «Африка» из собрания ЦВММ с показом антенного ввода вниз в кормовую рубку у бизань-мачты

Главная цель была связана с предстоящим 60-летием изобретения радио, отмечавшимся в мае 1955 года, и желанием увековечить память о первых опытах по радиосвязи на море. С. Ф. Юрьев, будучи на крейсере «Африка», где в то время работал П. Н. Рыбкин, помнил, как Петр Николаевич неоднократно показывал и объяснял своеобразную проводку антенны. Сергей Федорович сетовал, что эта проводка до сих пор не показана на картинах и уж тем более в моделях, а потому «в память достославного юбилея и приоритета русской науки разработал материалы по "Африке" и выполнил реконструкцию как самого корабля, так и антенны Попова, показанной на модели красно-медными канатиками, протянутыми от ноков фока-рея и фор-марса-рея к грота-рею и грот-марса-рею и далее к стеньге бизань-мачты с отводом вниз в кормовую рубку». По желанию автора, модель экспонировалась вне конкурса с показом ее только на выставке.
Начальник ЦВММ Ф. И. Демидов выразил пожелание иметь эту модель в экспозиции музея. В письме к нему С. Ф. Юрьев писал следующее:

«К данной работе я готовился несколько лет, т. к. надо было восстановить не только внешний вид корабля, но, главное, показать общее расположение первой в мире корабельной антенны, которую А. С. Попов и П.Н. Рыбкин очень своеобразно и оригинально осуществили на крейсере "Африка" и "Европа". Ни один из отечественных музеев или учебников по радиоантеннам не имеет реконструкции, чертежа вида первой судовой антенны, предложенной в 1897 г. А. С. Поповым».


С. Ф. Юрьев указывает, что, будучи волонтером на «Африке», он зарисовал антенну с тем, чтобы впоследствии показать ее в модели. Автор пишет, что эта модель — его последняя работа как судомоделиста с пятидесятилетнем стажем (последняя — на тот период времени; в
1957 г. он исполнил модель крейсера «Аврора» и летом следующего года скончался).

Полумодель крейсера II ранга «Африка» с тремя миниатюрными барельефами крейсеров «Африка» и «Россия» и учебного судна «Европа» (слева направо) из собрания ФГБУК
«Политехнический музей». Автор С. Ф. Юрьев, 1954
Полумодель крейсера II ранга «Африка» с тремя миниатюрными барельефами крейсеров «Африка» и «Россия» и учебного судна «Европа» (слева направо) из собрания ФГБУК «Политехнический музей». Автор С. Ф. Юрьев, 1954

Отзыв контр-адмирала Н. А. Питерского на модель крейсера II ранга «Африка» указывал на следующие ее достоинства:
– точное выполнение модели по чертежам;
– умелое применение таких материалов, как слоновая кость и пластикаты; – высокое художественное качество. В 1956 году эту модель приняли в собрание ЦВММ. Стоит отметить, что во время работы над ней С. Ф. Юрьев использовал белый висколоид, а подводная часть окрашена нитрокраской светло-шарового тона.
Модели из Политехнического музея и ЦВММ чрезвычайно похожи. Они выполнены в виде барельефов (полумоделей), футляры имеют миниатюры-барельефы и таблички с текстом (к сожалению, барельефы на модели из ЦВММ оказались утраченными и позднее их заменили на фотографии).
Что касается упомянутой в начале статьи модели крейсера «Африка» из собрания Мемориального музея А. С. Попова, то она происходит из семьи контр-адмирала Е. С. Колчина. Созданная не позднее
1954 года, эта модель до недавнего времени не была широко известна, не встречается она и в биографических источниках С. Ф. Юрьева и не числится в списке его работ...

© М. А. Партала, подготовка к публикации Е. В. Овсянникова
Фрагмент статьи из сборника "Гангут" №118/2020