Первая Мировая была позиционной, но придумали танки-самолёты-штурмовые группы и позиционный кризис был преодолён, а Вторая Мировая война стала войной манёвренной. Так обычно говорят, но на самом деле всё было не так. Во-первых, танки-самолёты уже имелись в 1918 году. Где же манёвренная война? Операция “Михель”? Серьёзно? Несколько десятков километров, пройденных за несколько недель? И никаких ведь оперативных целей так и не достигнуто, союзники отделались лёгким испугом.
Французское стодневное наступление? Да за 15 лет все смеялись над “наползом” Мищенко вместо набега с подобными темпами!
Что там было после Первой Мировой? Советско-польская война? Да, там то красные за белыми, то белые за красными, скорости прям как в Монце. Но разве это правильная война? Вы ещё Гражданскую войну в России вспомните! Ясно же, что для приличных армий это не показатель. Оперативная плотность маленькая, командующие часто некомпетентны (по крайней мере, так казалось) и вообще “мы не поляки”(с).
Какая-нибудь Рифская война из-за особых условий тем более не показательна, как и британские экспедиции по всей Азии. Война Чако? Так там же типичный позиционный тупик. Война в Абиссинии? Ой, ну там даже негры против танков справлялись и химическое оружие что-то не впечатляло. Если уж негры могут серьёзные проблемы наступлению европейской армии создать…
Ах, да, война в Испании. Наконец-то более-менее много современной техники у обоих сторон, да и армии европейские, пусть и созданные заново на коленке. И что мы видим? Ой, да это ж то же самое, что и в Первой Мировой! Пехота за танками не идёт, пара пулемётов может остановить целые батальоны. Артиллерия укрепления уничтожает с большим трудом, а как дело доходит до штурма какой-нибудь деревеньки, так пиши-пропало. Взять хотя бы Теруэль. Нет, нельзя просто так взять и взять Теруэль, фламенко около этого жалкого городишки продолжалось несколько месяцев и закончилось ничем. Или взять эту вашу авиацию, которая должна была с позиционным тупиком бороться. Может она помочь пробить оборону? Оказывается, очень слабо. Окопанной пехоте бомбы ни по чём. Зато помешать - пожалуйста! Пробили итальянцы оборону республиканцев (только потому, что этой обороны, считай, и не было), едут себе на Мадрид, песни поют, как какой-нибудь Понасенков (хотя, пожалуй, лучше). Никого не трогают, потому что войск в этом районе у республиканцев почти и нет. И тут штурмовики (ну как “штурмовики”? Р-5). И вот огромные потери, колонны расстроены. Больше того - приезжают танки БТ и не зная, что должны воевать только на идеальных немецких дорогах, устраивают итальянцам pogrom. Даже танки прорыву мешают! Безобразие!
В общем, Испания вылилась в войну на истощение и закончилась тогда, когда республиканцы сломались морально. Калька с Первой Мировой!
Или взять Халхин-Гол. Вот вам ровная степь. Никаких мерзких испанских городишек, где так удобно закидывать танки бутылками с горючей смесью, никаких гор, стесняющих манёвр танкам. Идеальная местность для прорыва? Местность может и идеальная, а с мая по сентябрь и японцы и русские топчутся почти на одном месте. Июль. Пронёсшиеся 700 км на колёсах БТ вновь не могут ничего сделать ничего с почти лишённой противотанковых средств японской пехоты во время Баин-Цаганского побоища. И подожённые бутылками танки горят так же, как пару лет назад в Испании. И только когда подошла пехота, японцев с грехом пополам вытеснили за реку.
Ну, а в августе, вместо повторения Канн с лихими танками вместо африканской кавалерии, у Халхин-Гола мы наблюдаем прогрызание японской обороны с темпом хорошо если 5 км в день.
Так что многие не без основания опасались нового позиционного кризиса из-за роста возможностей обороны. Триандафиллов, певец теории “Глубокой операции”, тоже боялся нового кризиса, но верил в возможности танков и авиации. До Испании он не дожил, а то бы, может, и изменил точку зрения. Так что вызывает огромное уважение прозорливость немцев, которые сделали верный вывод о возможности манёвренной войны как раз на основании Первой Мировой. С другой стороны, смешно представлять французов, сделавших другие выводы, дурачками. Но даже французы уже в 1934 году понимали, что танки нужны не только для поддержки пехоты, и самостоятельно действующие танки способны достичь многого. Но от “понимать” до “сделать правильно” огромная дорога с тысячами неудач.
Автор - Никита Баринов
Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2