Традиционное дзю-дзюцу — это общее название для японских боевых искусств. Существует множество школ и систем, которые претендуют на «традиционность» и «японистость». Что ж, есть особенности, характерные для большинства традиционных школ джиу-джитсу (если не для всех). Мы пока не будем касаться возрастного деления. Есть ряд относительно новых боевых систем, идентифицирующих себя как дзю-дзюцу. Посмотрим, что делает их традиционно японскими.
Передача
Все традиционные школы имеют подтвержденную историю происхождения и передачи, включая список предыдущих руководителей (Сокэ). Эти сведения часто отражены в макимоно (свитках) системы, или записаны другим способом. Другие культурные показатели, которые помогут получить представление о традиционном характере школы, включают:
- обязательное следование ритуалам вежливости и уважения;
- ги — тренировочный костюм обычно белого цвета (может быть черного или синего), часто с темной хакама, но в любом случае без ярких нашивок, эмблем, полос, звезд или камуфляжа;
- отсутствие показной демонстративности, большинство техник традиционного джиу-джитсу просты, коротки и не эстетичны;
- используется традиционная система ранжирования — дэн (например, уровни Шодэн, Чудэн, Окудэн и Менкё Кайдэн), возможно, параллельно с более современной и все более распространенной системой кю / дан;
- отсутствие соревнований и поединков, как поверхностных отвлекающих факторов.
Технические характеристики
Традиционных школ очень много и технический арсенал может отличаться очень сильно. Но несмотря на разнообразие внешнего вида и техник различных традиционных систем джиу-джитсу, есть существенные технические сходства:
- традиционное джиу-джитсу изучают повторяя заранее подготовленные формы техник (ката) в паре с партнером;
- в большинстве техник используется замыкание суставов для броска или сваливания противника в комбинации с ударами;
- удар (атэми), наносимый чаще всего в какую-либо уязвимую область, используется для кудзуси (разрушение баланса), чтобы провести захват, сваливание или бросок;
- сила никогда не противопоставляется силе противника напрямую, и техника не должна расходовать много энергии — скорее, больше внимания уделяется плавности (что подчеркивается названием, первый иероглиф в джиу-джитсу означает гибкость / мягкость) и техническому мастерству;
- движения выполняются непрерывно и плавно, извлекая выгоду из импульса атакующего, чтобы закрыть суставы или нарушить баланс в качестве подготовки к броску или фиксации;
- собственное тело защищающийся располагает так, чтобы оптимально использовать слабые места нападающего, одновременно не подставляя свои слабые стороны;
- большинство школ оставили в программе обучения работу с традиционным японским оружием, как дань уважения историческому развитию дзю-дзюцу, которые изначально были разработаны для использования при боевых действиях. Оружие может включать палки и шесты разной длины, меч, нож и многое другое, в зависимости от школы.
Личностное (духовное) развитие
Большинство школ дзю-дзюцу оставили в названии иероглиф «дзюцу» и не используют до или «путь», чтобы обозначить духовное и внутреннее развитие. Но есть некоторые философские и ментальные практики, которые имеют значение для реальной боевой эффективности. Они включают:
- дзансин — всеобъемлющее осознание, состояние, в котором практикующий готов ко всему и в любое время;
- мусин — спонтанность (буквально «без разума»), которая позволяет немедленно действовать без раздумываний;
- фудошин — состояние невозмутимости или непоколебимости.
Вместе эти состояния чрезвычайно усиливают техники практикующего джиу-джитсу, предоставляя максимальный потенциал для эффективных действий. Однако такая эффективность, техническая компетентность и умственное мастерство, возможны только после серьезной и самоотверженной тренировки, подлинной ковки тела и духа (танрэн).
Эти различные компоненты в значительной степени отражают основные элементы традиционного японского дзю-дзюцу. Основываясь на них можно разумно оценить относительную подлинность школы джиу-джитсу. Если большинство или все эти характеристики не присутствуют в так называемой системе дзю-дзюцу, то «истинность» такой системы вызывает большие сомнения. Это не означает, что система или школа не предлагает хорошей программы обучения или эффективных методов. Просто такая школа "дзю-дзюцу" должна быть обозначена каким-либо другим термином.
На видео демонстрация техник Дайто-рю Айки-дзюдзюцу. Традиционное направление. Техники показывают ученики Амацу Ютака Сэнсея, который в свою очередь был учеником Хиса Такума.