Изучение хеттской культуры удивляет по многим причинам. Находясь между суровых восточных деспотий этот народ сумел не только сохранить самобытность, но и выработать необычную для своей эпохи общественную систему, отличавшуюся здравым смыслом и гуманностью.
Престолонаследие.
Удивительным отличием хеттов от государств современников оказалась весьма странная для восточных цивилизаций система наследования..
В период до 1525 года до н.э. (приблизительно, так как точная датировка неизвестна) в хеттской державе действовал странный порядок престолонаследия. Царю, в случае если у него не возникало возражений, должен был наследовать сын старшей сестры. Однако большинство правителей стремилось передать власть родному сыну. Также правитель мог утвердить кандидатуру другого наследника по своему желанию, согласовав его назначение с советом благородных – панка. В результате нередко у власти оказывался чудом выживший в результате дворцовых интриг, погружавших страну в смутные времена и чуть не погубивших ее. Со времени правления царя Телепину (1525-1500 до н.э.) был введен более привычный для нас принцип – наследование власти старшим сыном. Вернее сыном старшей жены, так как жен у царя было много. Если царь не имел детей от старшей жены, право переходило к сыну жены, следующей по старшинству. Подобная попытка предпринималась еще одним из предшественников царя, но на законодательном уровне это было закреплено впервые.
В основе государственности лежали принципы племенной демократии, характерной для ранних индоевропейцев. Помимо царя государственной властью все еще был наделен существовавший и ранее совет благородных –панка. Однако этот орган более не мог влиять на престолонаследие.
Юридические реформы стабилизировали страну, сократив количество прецедентов борьбы за власть. Настоящий подъем хеттского царства как империи начался в начале XIV века до Н.Э.
Законодательство.
Особого внимания заслуживает хеттское законодательство. Вопреки базовым представлениям о жестокости законов государств древнего востока, законодательство хеттов выглядит более чем либеральным.
Большинство преступлений карались натуральным или денежным штрафом. А о широко распространенной в соседних государствах смертной казни речь заходила вообще крайне редко. В большинстве случаев виновный в совершении преступления мог искупить свою вину. Например убийца мог похоронить убитого за свой счет и передать семье погибшего 4 рабов. В случае же, если он не мог предоставить необходимое количество рабов, он был обязан отдать своих домочадцев. Но даже такое решение для древнего востока представляется крайне гуманным.
Законы хеттов всегда предусматривали механизм искупления вины. Совершивший кражу мог не понести ответственности, если вернет все утраченное имущество в целости и сохранности и заплатит штраф серебром. Особой гуманности законодательство хеттов достигает именно в наиболее задокументированном позднем периоде. Известно также, что до XV века до н.э. за некоторые преступления все таки была предусмотрена смертная казнь, например укравший 2 и более ульев отдавался на съедение пчелам. Поэтому ульи видимо старались красть поштучно:). Но позднее это наказание также заменили на денежный штраф.
Даже заговорщиков хетты, как правило, отправляли в ссылку, сохраняя за ними высокий статус.
Однако полным сводом хеттских законов мы увы пока не располагаем, так как соответствующий документ еще ни разу не был найден и все наши представления сводятся к двум глиняным табличкам из Хатуссы и описаниям фактов применения законов в различных документах.
Уже в XVI веке до нашей эры в хеттском законодательстве есть разница между преднамеренным и непреднамеренным совершением преступления, что отражается в серьезности наказания за совершенное.
Одним словом, в законах хеттов нет привычного для древнего востока принципа: око за око. Право отличается несвойственными для эпохи и региона рассудительностью и рациональностью. Все это свидетельствует о более развитой культуре хеттов. Просуществовав как самобытная цивилизация менее тысячелетия, хетты, вероятно, достаточно быстро заимствовали прогрессивные начинания у других культур. Вопреки заблуждению, что это была закрытая цивилизация, чуть ли не с командно-административной системой, которая не вела торговли с другими странами, хетты активно торговали со всем остальным известным им миром, просто стремились сохранить все выгоды от торговли и транзита товаров через свою территорию за своими соотечественниками.
Были у хеттов и принципы судебного расследования практически в современном понимании этого явления. По каждому серьезному преступлению проводилось детальное следствие с допросом свидетелей, очными ставками и прочими знакомыми нам сегодня, но совершенно неизвестными другим цивилизациям древнего востока, явлениями.
Конечно в хеттской культуре было понятие раба. И за причинение вреда рабу наказание было вдвое ниже, нежели наказание за нанесение ущерба свободному человеку. Но, в отличии от деспотий, рабы в хеттской державе также, как и свободные люди, находились под строгой защитой закона!
Другой уникальной особенностью рабского статуса было право женитьбы на свободных женщинах без понижения статуса последних.
Важно и то, что ни один из хеттских памятников не хранит описание расправ над населением захваченных городов или солдатами противника. Безусловно, хеттам доводилось сжигать города, но они никогда не расписывали это на несколько листов и не делали это предметом для бахвальства, в отличии от большинства своих соседей. Совершенно очевидно, что хетты вообще не видели ничего содержательного в любом проявлении жестокости, даже вынужденном.
Даже малым государствам сначала предлагали решить дело миром, в случае безуспешности инициативы выдвигали ультиматум и только после отказа объявляли войну, о чем обязательно заранее извещали своего противника.
Захваченные государства не ассимилировались, а лишь попадали в политическую зависимость и не могли проводить свободную внешнюю политику. При этом, как правило, сохранялись их династии, а гарантами их сохранения уже выступало хеттское царство. Таким образом, хеттскую империю вернее назвать федеративным государством древнего востока. Братское отношение хеттов импонировало мелким княжествам больше, чем унизительное рабское подчинение Египту или Ассирии. Продемонстрировав свою мощь, хетты часто давали возможность провинившемуся изменой союзнику вернуться к прежним отношениям. После падения хеттского царства уцелевшие на востоке державы государства сателлиты с готовность приняли хеттское население, которое оказало огромное влияние на их культуру и уклад. Именно поэтому они вошли в историю как позднехеттские царства.
Первая конституция.
Еще одним важным достижением древних хеттов явился первый исторический аналог конституции, так как полномочия органов власти и принципы престолонаследия были изложены в соответствующем законе. Этот документ вступил в силу при царе Телепину (1525-1500 до н.э).
С момента становления хеттской конституции власть в государстве распределялась между тремя органами:
а) царь, чья фигура стала символом единения страны;
б) тулия (совет старейшин), куда входили братья и сыновья царя; они исполняли обязанности министров, были советниками царя, командовали армией; Если искать аналогии с современностью, то тулию можно назвать предтечей совета министров.
в) панкус (собрание воинов). В период Древнего царства (1650—1500 гг. до н.э.) в это собрание входили как высшие сановники (родственники и свойственники царя), так и воины. Входили в панкус и правители присоединенных и зависимых земель. Таким образом панкус можно считать прообразом современного парламента.
Несмотря на то, что в панкус люди попадали по праву рода – они могли потерять это право за проявление служебного несоответствия.
Наличие подобного совещательного органа в структуре верховной власти также является абсолютно уникальным для древнего востока явлением.
Однако в период нового хеттского царства, судя по всему, функции панкуса были значительно снижены, так как упоминания о нем мы встречаем только при описании публичных религиозных ритуалов. Возможно хетты реформировали структуру власти в сторону усиления роли царя, что вполне типично при росте империи.
Статус женщин.
Роль женщин в обществе хеттов также не типична для восточных деспотий, окружавших страну хатти. Они могли решать множество вопросов и не являлись собственностью мужа. Процесс развода был довольно прост, но при разводе дети оставались с отцом. Особый статус имела царица, которая сохраняла его даже в случае смерти царя. Жена нового царя могла получить этот высокий статус только после смерти предшественницы.
Жена Хаттусили III даже вела собственную переписку с царицей Египта. Если бы это позволила себе жена правителя соседней Ассирии, сложно предположить тяжесть последствий.
Веротерпимость.
Отличала хеттов от других народов и удивительная веротерпимость. Они отнюдь не стремились насаждать свою веру на покорённых территориях. Неизвестно и о прецедентах религиозных противоречий. Именно по этой причине археологи часто называют хеттов народом тысячи богов.
Не удается хеттологам по сей день и выстроить иерархию богов, свойственную другим цивилизациям, которую у хеттов проследить крайне сложно и неоднократно высказывались мнения об отсутствии структуры пантеона.
Массовая грамотность.
Важно отметить и то, что дошедшие до нас клинописные таблички, которых найдено уже несколько десятков тысяч, описывают не только государственные события, но и повседневную жизнь людей. Они хранят коммерческие договора, хроники правителей, инструкции и предписания для государственных служащих, описание религиозных ритуалов, этикет, и множество абсолютно повседневных текстов, что говорит о широком распространении грамотности среди разных слоев населения. Уровне грамотности, о котором даже не могла мечтать средневековая Европа, ушедшая вперед, например, в обработке металлов.
Однако до нас дошли, в основном, глиняные таблички, в то время как из них же мы узнаем, что в основном писали на дереве, обтягивая его холстом при помощи туши. Также для письма применялся свинец, после написания текстов на пластинах из которого, последний сворачивали в трубочку и упаковывали для транспортировки. Вероятно на ткани и дереве писали в основном иероглифами, но сохранились такие записи до наших дней только на базальте.
Кстати писали хетты бустрофедоном, то есть доходили до конца строки и продолжали текст в следующей строке, поворачивая в обратную сторону. Выражаясь простым языком текст шел змеей.