Скотт Сиглер: «Ночная жажда»
Прочел уже вторую книгу Скотта Сиглера и заметил любопытную закономерность. Сиглер берет известную и хорошо разработанную другими авторами тему, использует ряд характерных штампов, клише и архетипов – но при этом у него получается книга, от которой не оторваться.
Основных причин тому две. Первая – это умело закрученная многоуровневая интрига, где все время возникают новые факторы и задействовано множество людей: каждый со своими целями, стремлениями, тайнами и «скелетами в шкафах». Из-за этого действия одних героев вступают в противоречие с действиями других – и конечный результат оказывается совсем не таким, как надеялся каждый. Причем ломают планы героев зачастую не только враги, но и коллеги, с которыми они, вроде бы, на одной стороне.
Вторая причина – психологические перемены, которые происходят с большинством героев по мере развития действия. Поначалу незаметные, под действием внешних обстоятельств эти изменения с какого-то момента начинают нарастать лавинообразно. В итоге кто-то принимает переломное решение, кто-то переходит со «светлой стороны силы» на «темную» или наоборот, а кто-то отчаянно балансирует на грани, изо всех сил стараясь удержаться – и наблюдать за этим, оставаясь отстраненно-равнодушным, практически невозможно.
Да, герои Сиглера вызывают сочувствие и сопереживание – пусть их характеры и переживания не прописаны так глубоко и тонко, как скажем, у Стивена Кинга. Каждый из героев Сиглера – яркая личность со своей историей, и даже некоторая клишированность используемых автором типажей этому не мешает: ведь проблемы перед героями встают нешуточные. Зачастую это в прямом смысле слова вопросы жизни и смерти – причем не только своей собственной. И выбор, который раз за разом приходится делать героям, совсем не прост и не однозначен.
«Ночная жажда» начинается как остросюжетный полицейский детектив, где в главных героях оказываются два копа из отдела убийств: суровый и внешне бесстрастный инспектор Брайан Клаузер по кличке «Терминатор» и его напарник – толстый улыбчивый балагур-китаец Чанг, который почти к любому умеет найти подход.
«– ...Он бы подошел на роль наемного убийцы, мистер Ланца.
– Правильно, – сказал Ланца. – Наемный убийца, вот именно! – Он посмотрел на Брайана. – Я слышал, вы уже укокошили четырех человек, не правда ли?
– ПОКА четырех, – кивнул Брайан.»
В этот момент ни Брайан «Терминатор» Клаузер, ни его собеседник, мафиозо Фрэнк Ланца, еще не знают, что через несколько минут Брайану доведется уложить наповал еще одного. Пятого.
Постепенно в расследование, которое ведут напарники, проникают некие мистические мотивы, а детектив начинает все больше тяготеть к триллеру с уклоном в хоррор. Действие – как внутреннее, так и внешнее – ускоряется и становится все напряжённее, одни загадки разрешаются, но на их месте возникают новые, еще более странные и запутанные, а мистика теперь все больше смахивает на «городскую фэнтези», приправленную изрядной долей условно-научной фантастики. При этом нить детективного расследования продолжает раскручиваться, хотя кое-кто всеми силами пытается этому расследованию помешать. В орбиту действия вовлекаются все новые персонажи, совершенно реалистичные и умело прописанные декорации современного Сан-Франциско с какого-то момента наполняются элементами натурального гротеска – и в конце концов действие переходит в свою решающую, финальную фазу, превращаясь в драматичный и кровавый боевик со стрельбой, резней и десятками трупов.
А закончится все совсем не так, как хотелось бы героям – или их антагонистам.
Написана книга очень увлекательно, причем следить за психологическими метаморфозами героев – не только главных – было не менее, а то и более захватывающе, чем за детективным расследованием и ночными погонями.
Могу сказать об этой книге то же, что и о предыдущем романе Скотта Сиглера «Клон дьявола»: пусть это и не шедевр литературы, прочел с удовольствием, и отрываться от чтения было чертовски непросто. Сейчас, пожалуй, сделаю перерыв на другие книги, но со временем наверняка продолжу знакомство с творчеством этого писателя.