Готический роман. Первая часть: https://zen.yandex.ru/media/id/5f942a199188825d103f00d7/angliiskii-goticheskii-roman-i-ego-znachenie-dlia-literatury-ujasov-5f972b4d4dcc5c613cffea50
Поэтика готических романов А. Радклифф существенно отличается от поэтики романа Г. Уолпола. Настроение ее романов определяется таинственностью и напряжённым ожиданием, в отличие от атмосферы действия в «Замке Отранто». Появление романов А. Радклифф стало отправной точкой для другого типа готического романа, с более высокими стандартами. Детали, к примеру стон из подземелья, которые английская писательница добавляла в свои произведения, становятся предвестниками кошмара и создают ощущение ужаса, который сама Радклифф хотела внушить читателю.
Другой особенностью романов Радклифф был контраст, обострявший ощущение возвышенного, которое в своей работе Бёрк ставил на первое место. Мрачные картины сменяются безмятежностью пейзажей, а эмоциональное напряжение героев – покоем, чувство меры, таким образом, оказывается соблюдено. Ксения Атарова в статье "Поэзия и правда" пишет:
«Творчество Рэдклифф теснее, чем творчество большинства других представителей “готического романа”, связано с идеологией Просвещения». (Источник: "Поэзия и правда", К. Атарова)
Эта связь проявляется не в том, что сверхъестественным явлениям находится рациональное объяснение, а в том, что в их романах смысл жизни постижим, гармония возможна. В монографии «История ужаса: Исследование готического романа» (1920) Эдит Биркхэд определяет произведения А. Радклифф как роман напряжения и необъяснимой тревоги, что схоже с точкой зрения К. Атаровой.
Клайв Блум, профессор Миддсекского университета, в своей работе «Готические истории: склонность к ужасам с 1764 года до наших дней» (2010), классифицирует готическое по школам. Автор считает, что представительницей «школы страха» является Анна Рэдклифф, а «школу ужаса» представляет Мэтью Льюис, автор романа «Монах».
«Школа страха» основывается на принципе неизвестности и напряжённого ожидания, что совпадает с классификацией Эдит Биркхед и Ксении Атаровой. «Школа ужаса» же была призвана вызывать отвращение у читателя. То есть, роман Мэтью Льюиса расширил границы готического романа, поскольку в нем сопрягается божественное и дьявольское. Дьявольское начало воплощается в человеке и именно это является главной отличительной чертой «чёрного романа», и эти силы могут проявляться в человеческом обличии, как происходит с Матильдой в «Монахе» (1796). Г. Лавкрафт считал, что именно в произведении Льюиса литература ужаса приобретает новые черты. В своём эссе он пишет:
«Но одно великое достижение автора стоит подчеркнуть особо; он никогда не объясняет естественными причинами свои призрачные видения. Ему удалось разрушить традицию, заложенную миссис Радклифф, и расширить границы готического романа». (Источник: "Сверхъестественное в литературе", Лавкрафт. 1927)
Считается, что Кольридж написал статью «Критическое обозрение» (1797). Автор отмечает талант и воображение Льюиса, но обвиняет автора в недостатке морали и распущенности, так как роман стал сенсационным для своего времени. Кольридж пишет:
«Ужасное и сверхъестественное – обычно овладевает умами публики в моменты восхождения или упадка литературы». (Источник: "Критическое обозррение", Кольридж. 1797)
Можно сказать, что роман Льюса проложил путь новому варианту готической прозы, связанному с переходом от XVIII века к эпохе романтизма.
После произведений А. Радклифф и Льюиса стало появляться все больше романов ужаса, которые стали развлекательным чтивом. Об это высказывался Лавкрафт, считая, что большое количество новых готических романов не отличались оригинальностью, что привело к упадку этого жанра.
А вы читали готическую литературу?
Не забудьте подписаться на "Кульутрный фристайл", поставить лайк и следующая часть выйдет в ближайшее время!