Итак, надеюсь вы прочитали прошлый пост, в котором проводился разбор интервью с гендиректором Эксмо. И если это так, то значит вы уже сняли розовые очки и поняли, что книга это:
- затратно
- дорого
- вторая работа на несколько месяцев жизни.
Ну а сегодня я поделюсь с вами своей промежуточной калькуляцией затрат – тех денег, что ушло из моего кармана на создание книги. Итак, считаем!
Что такое книга?
В современном информационном мире – это продукт, который конкурирует с другими СМИ за внимание человека. И ваша задача сделать так, чтобы эту битву вы выиграли – ваша книга нашла своего читателя, и лучше ни одного :), а туеву хучу!
Так вот. Современная книга в 21 веке – это:
- яркая обложка → «фасад» книги
- красивые иллюстрации, визуальный ряд → погружает в атмосферу
- грамотный и четкий текст → корректура, редактура
- мелочи и фишки → например, тканевая полоса-закладка или бонусы-скидки на что-то
Просто написать текст недостаточно, Вы не Толстой с его «Война и мир», читая который ты забываешь про количество страниц. Сегодня современный читатель не в состоянии долго усидеть на одном месте – его постоянно терзают: то сообщения в «личке» инстаграм, то мессенджер в телеграм, то пропущенный звонок на телефоне и еще +100500 других «отвлекателей» внимания.
А тут еще свалились на его голову – noname-автор со своим «бестселлером».
Поэтому у вас 2 варианта, либо:
- написать очень сильный, но голый текст
- создать продукт, который сначала обратит на себя внимание яркой обложкой, затем заставит прочитать оглавление и полистать всю книгу и, в конечном итоге, ее купить
В моем случае, а я напомню, что у меня спортивно-медицинская книга – «Красивый живот без операции. Как убрать диастаз» я пошел по второму сценарию. Какой выбрать вам зависит от «типажа» книги – смотрите сами и делайте свой выбор.
Перехожу к самому интересному, цифрам.
№1. СТОИМОСТЬ ОБЛОЖКИ
[Обложка] = [идея] + [ее реализация]
Нашлепунть обложку для pdf –методички это совсем другое, что создать ее для книги. Создается 3 элемента:
- Главный вид
- Корешок
- Вид сзади
Идею для своей обложки я придумал сам – просто «ходил» по Интернету собирал образы и через несколько дней понял какой я ее вижу. Обычно дороже всего обходится именно идея – за неё дизайнеры дерут больше всего, реализация – это дело «техники».
Обложка (ценами 2018) обошлась мне в 8.000 рублей. Мы с разными дизайнерами сделали 2 варианта и я утвердил один.
Средний чек по фрилансу такой:
- Простая, ч/б = 3-5 т.р.
- Простая в цвете = 5-7 т.р.
- Сложная ч/б = 7-10 тр
- Сложная в цвете = от 10 тр до 20 тр
Если обложку будут делать дизайнеры какой-либо московской студии, то средний чек будет начинаться от 15-20 тр.
Итого обложка: 8.000р
№2. СТОИМОСТЬ ИЛЛЮСТРАЦИИ
У нас в книге порядка 20 иллюстраций, сделанных с 0. То есть я иногда просто от руки рисовал на бумаге картинку, схему и просил иллюстратора оформить это профессионально. Иногда иллюстрации делались просто по обрывкам фото – в сети находился в целом похожий образ, который «допиливался», доводился до нужной кондиции.
Потом была очень нудная работа по внесению правок в иллюстрации – выправление неточностей и коррекция мелочей. В итоге на выходе получаем визуальный ряд высокого качества.
Для справки. Чтобы при печати иллюстрации не были размытыми они должны соответствовать определенным стандартам: 300 dpi и от 1500px.
Помимо 20 иллюстраций у нас в книге около 50 фото с техникой выполнения упражнения. Они не взялись из воздуха – фотостока в Интернете, всё это наши затраты – 2 фотосессия в Москве по 2-3 часа каждая. Модель, фотограф, свет, помещение, спортивный инвентарь, нервы – можете добавить в общую копилку затрат по созданию контента для книги.
Данную статью расходов взял на себя соавтор, поэтому за цену я вам не скажу, но навскидку, думаю это порядка 10.000 тр не меньше.
Итого иллюстрации: 10.000р (+10.000 на ум пошло :))
№3. КОРРЕКТУРА/РЕДАКТУРА
Еще один важный пункт, отвечающий за грамотность текста и его «литье» (должен читаться на одном дыхании).
Корректура и редактура – это совершенно разные задачи. Одно дело, исправить пунктуацию и орфографию и совсем другое стилистику и соответствие текста действительности (например, проверка на «ляпы» романов, исторических рассказов - были ли такие штуки в таком-то веке).
Цены зависят от толщины книги – количества авторских листов (40.000 знаков с пробелами) и сложности темы. Вычиток текста должно быть, как минимум 2.
Итого корректура и редактура: 11.000р
№4. ВЕРСТКА
Текст с картинками и обложкой в word – это не книга, книга – это макет книжных блоков, то, как все будет собрано и сшито. Верстку можно сделать «за так» - через функционал сервисов самиздата. Вы просто загружаете рукопись в программу и она сама выдает макет. Разумеется выдается то качество, за которое заплачено, а поскольку все это дело бесплатно, то и макет получается таким же – простым и блеклым.
Профессиональная верстка стоит $ и достаточно приличных и выполняется она в специализированных лицензионных программах от Adobe, например, Adobe in Design. Вы сообщаете верстальщику количество страниц A4, свой выходной формат, например, pdf и он озвучивает цену.
Верстка электронного формата pdf и верстка макета книги для е-«читалок» - это две разные верстки. Книга обычно издается в формате А5, рукопись у вас в A4 – чтобы 2 перевести в 1 нужно еще $.
По верстке минимальные затраты на работы такие:
- Макет pdf A4
- Макет для е-«читалок»
- Макет А5 для книги
В нашем случае мы пока выбрали в качестве основного формата дистрибуции pdf, а верстка для книги – это следующий этап и новые затраты.
Итого верстка: 14.000р
Общая промежуточная сумма по обложка, иллюстрации, корректура, верстка:
8+10+11+14 = 43 тр
Округлю до 50.000 рублей, потому что вел «дневник трат» не с самого начала создания книги. Со всей «мелочью» думаю будет 50к.
Подытожу крупным мазком.
50.000 рублей – «встала» мне подготовка цветной электронной pdf-книги формата А4 без учета печати. О чем это говорит?
О том, что выйти в плюс поможет только большой тираж книги, а для этого она должна соответствовать пунктам чек-листа «Идеальная книга глазами издательства» и, как минимум, «менять мир», «нести пользу» как можно большему количеству людей.
Как видите статей расходов гораздо больше, чем доходов. Вернее статья доходов всего одна – это тираж, а расходов – вагон и маленькая тележка. И это всё без печати и рекламы.
Ну как, впечатляет! Сможете вы отбить хотя бы эти 50.000 рублей и выйти в 0?
Суровый вывод:
Не надо писать книгу, чтобы потешить свое самолюбие и наводнить Интернет ничем непримечательным чтивом, которое будет стоять на полках Литрес с 1-5 отзывов. Вы получите гроши за свой «шедевр», будете каждый день мониторить личный кабинете в надежде увидеть «+1» отзыв и говорить себе – «ну вот дело пошло!».
Никуда оно не пошло и не пойдет дальше рук знакомых и их восторженных отзывов, какой вы гений пера. Никому неизвестному автору приходится конкурировать с такой же оравой noname потенциальных бестселлеристов. Предприимчивые люди вовремя сориентировались и открыли сервисы самизадата. Но реалии таковы, что это бизнес и «коммерсы» открыли его для себя – чтобы он приносил им доход. Он и приносит, потому что «каждый охотник желает знать, где сидит фазан», точнее Вы, я, он, она хочет написать книгу и явить ее миру. Тут все просто – если есть спрос, а написать свою книгу, опубликовать ее и именоваться автором – это древняя потребность человека (и эта потребность, почесать свое самолюбие, коммерчески выгодная идея), то нужно «подогнать» предложение.
Поэтому смотрите на вещи трезво! Хотите написать книгу, напишите в стол. Есть, подкрепленная фактами уверенность, что она будет продаваться, занимайтесь пиаром – вкладывайтесь в ее продвижение как временем, так и финансами. В противном случае – просто распечатайте несколько экземпляров для себя и вычеркните этот пункт из своего жизненного чек-листа.
Хорошо?