«Скворец и Лира», последний художественный фильм Григория Александрова с участием нашей великой Любови Орловой, в 1974 году зрители так и не увидели. Хотя все тогда ждали эту картину и в «Кинопанораме» рассказывали о процессе съёмок. Съёмки этой картины затянулись на несколько лет, с 1972 по 1974 годы. Это было связано с тем что фильм приходилось снимать в Москве, Прибалтике, Чехословакии и ГДР.
О невыходе картины на экраны тогда было сообщено, что картину не успели доснять по причине тяжелой и как потом выяснилось смертельной болезни нашей великой актрисы. На сим разговоры о «Скворце и Лире» стали затихать и вскоре все про неё дружненько забыли.
Можно себе представить каким большим удивлением для многих зрителей стал факт показа последней картины Григория Александрова по телевидению в 1996 году, спустя почти четверть века. Фильм демонстрировался в совершенно законченном виде и даже озвучка была полностью выполнена Любовью Орловой.
До сих пор остаётся неясным по какой причине совершенно готовый фильм был положен на полку в 1974 году.
Основной версией закрытия фильма был факт серьёзного политического скандала в личном окружении канцлера ФРГ Вилли Брандта. Знакомый канцлера Гюнтер Гийом, которого Брандт очень последовательно двигал по службе с 1956 года, и который в итоге стал его личным секретарём, оказался агентом Штази, связанным с КГБ. Он много лет сливал на Восток информацию о перемещении войск НАТО, совершил огромное количество шпионских действий в пользу ГДР и СССР. Во время ареста он привёл в шок западных гэбистов сказав: «Прошу уважать меня как офицера! Офицера Народной армии ГДР и сотрудника министерства госбезопасности ГДР». Этот событие буквально накрыло Вилли Брандта, который с позором покинул свой пост через месяц.
Эти события пришлись как раз на апрель-май 1974 года. И в том же апреле 1974 года картину «Скворец и Лира», просматривали в ЦК КПСС. Сюжет фильма чем-то очень напоминал свежие политические события. Наши органы решили показ картины заморозить и припрятать на время. В этот момент была политическая разрядка отношений стран восточного блока и западного. Есть версия, что фильм лично запретил Ю. Андропов.
Но есть и другая версия, что картину закрыла сама Любовь Орлова. Увидев отснятый материал, она могла остаться крайне недовольной тем что она увидела. Перевоплотиться с молодую разведчицу 30-35 лет ей не удалось. При всём титаническом старании гримёров, осветителей, плёнка выдавала истинный возраст актрисы, который на момент съёмок состовлял 70-72 года.
Григорий Александров вспоминал: «Любочка увидела себя на экране и осталась крайне недовольна, и просила это не показывать людям. После её смерти встал вопрос о выходе картины, но я не имел права нарушить её волю».
Есть и третий вариант. Кто смотрел фильм наверняка понял, что во второй части кинокартины показывают мировое закулисье, некую масонскую ложу, именуемую «Советом Богов». Это прямой аналог Мирового правительства Земли, о котором только спустя четверть века начали говорить открыто. Поскольку все наши правители тоже каким-то краем относились к высшей касте мировых правителей, то они могли не желать такой явной огласки.
Сама картина была принята критикой в 1996 году саркастически зло. Кто-то ядовито переделал название «Скворец и Лира» в «Склероз и климакс». Над Любовью Орловой потешались молодые люди, не понимая значимости для нашей страны «звезды эпохи».
Писали, что Григорий Александров с возрастом совершенно разучился снимать кино. Точней так и не научился снимать что-то в современном ключе.
Да, Любовь Орлова (Лира) в фильме намного старше своего партнера, которого играет Пётр Вельяминов (Скворец). Скорей больше напоминает заботливую мать, чем любимую женщину.
Наверное, ей хотелось самой себе доказать, что возраст не властен над ней, что выглядит она прекрасно, что старость наступает у кого-то, но только не у нее.
В картине совершенно непонятная историческая неувязка. Первая часть картины происходит в военное время. Вторая часть фильма датируется 1949-1951 годами. Но в кадре появляется очень много артефактов новейшего времени. Современные здания 70-х годов, современная музыка звучит в кафе. Современное здание внуковского аэропорта. Даже мода и гардеробы во второй части не соответствуют концу сороковых годов. А про автомобили и говорить нечего. Любовь Орлова рассекает на Мерседес-бенце W-115, которые стали выпускать только в конце 60-х.
Неужели режиссёр совсем потерялся во времени? Перенеси он все события на начало 70-х и не было бы никаких вопросов. Возможно тогда бы и бабушка-разведчица Орлова выглядела бы вполне по возрасту. Вельяминова бы застарили под стать ей.
Но его как раз в картине сильно омолодили. Актёр тоже был не мальчик тогда. Ему было 45 лет.
В картине снимается огромное количество наших известных актёров. Причём не третьесортных, а очень известных. Все они больше частью пыжатся и пытаются играть, но как-то всё это словно висит в воздухе. Пожалуй, лишь Николай Гринько, спокоен и уверен в том что он играет…
Кстати многие предметы дамских гардеробов, изготовленных специально для фильма потом еще долго служили реквизитами для других картин. Например, в комедии Л. Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», героиня Н. Селезнёвой ходит в парике Л. Орловой и использует шикарную красную шляпу из «Скворца и Лиры». Оба фильма тогда снимались одновременно.
Была в то время на ЦТ такая рубрика - "На экране-кинокомедия". В конце 1974 года зрители увидели новую отреставрированную версию фильма "Весёлые ребята". Тогда подготовили полностью отреставрированный вариант фильма с восстановлением оригинальной фонограммы с голосом Утесова. Мало кто помнит, но в 60-е годы вместо голоса Утёсова звучала фонограмма песен с голосом Владимира Трошина.
В январе 1975 года Л.П. Орлова умерла. На её похороны пришли десятки тысяч людей. В памяти зрителей, особенно старшего поколения, наших бабушек, дедушек, родителей - Любовь Петровна Орлова оставалась всё-таки Анютой, Марион Диксон, почтальоншей Стрелкой, ткачихой Таней Морозовой и профессором Никитиной. С образом Варвары из "Русского сувенира" и разведчицей Людмилой Грековой (Лирой) наша "звезда эпохи" не сильно вязалась. С Л.П. Орловой попрощались по-доброму, не выставляя её посмешищем. Решение выпустить в эфир полностью отреставрированную версию "Веселых ребят" вместо "Cкворца и Лиры" было мудрым и оправданным.