Морозным и ветреным вечером 25 января 1918 года в Киево-Печорскую Лавру вошли пятеро вооруженных людей. Четверо из них были одеты в солдатскую форму, а один, по всей видимости, главный, внешне был похож на матроса.
Пришедшие буквально ворвались в покои Киевского митрополита Владимира, требуя отдать им деньги церкви, которые якобы хранятся у него. Получив отказ, «матрос» и его сотоварищи вывели владыку на улицу, он был спокоен и тверд, но со всеми прихожанами и монахами прощался. Вооруженным людям это не понравилось, и они поспешили посадить митрополита в автомобиль. Отъехав от монастыря, машина свернула на шоссе, и через полкилометра остановилась.
Престарелый митрополит, казалось бы, догадался о том, зачем эти люди силой выводят его на дорогу.
- Вы хотите меня расстрелять? – спокойно спросил он.
В ответ ему только усмехнулись.
Тогда владыка обратился с молитвой к Богу, которому всю жизнь служил, и попросил у него прощения за свои грехи и грехи своих убийц, сказав им: «Господь вас благословляет и прощает».
Это они уже выдержать не могли и сразу начали стрелять. После выстрелов, не успев понять, жив ли митрополит или уже нет, солдаты стали добивать его штыками. Потом они раздели свою жертву и бросили на снегу.
Тело нашли богомольцы, идущие в Лавру, на следующее утро.
Смерть митрополита была первой смертью священнослужителя такого ранга в объятой революционным пламенем России. Пройдет еще немного времени, и путь Владимира повторят другие архиепископы, монахи, священники и верующие миряне.
Но пока эта смерть потрясла страну.
Только что избранный патриарх Тихон (в чем избрании митрополит Владимир принимал самое непосредственное участие) так отозвался на эту смерть: «Мы глубоко верим, что эта мученическая кончина владыки Владимира была… жертвою благовонною во очищение грехов великой матушки-России».
Как известно, «смерть мучеников – семя христианства», но ведь умереть можно только за то, что составляет смысл всей жизни. Поэтому не каждый человек готов к этому.
Митрополит Владимир на момент своей кончины был уже немолодым человеком, он достиг своего 70-летия и многое успел сделать во славу Православной Церкви.
Он родился в 1 января 1848 года в семье бедного священника, рано потерял отца, познал нужду. Как и многие выходцы из духовного сословия, закончил семинарию, а потом Киевскую духовную академию. Был назначен преподавателем.
Женился, был рукоположен в священника. Но в его семейной жизни произошла трагедия: молодая жена умерла от скоротечной чахотки, а чуть позже в мир иной ушла малолетняя дочь отца Василия (так звали тогда будущего митрополита).
Овдовев, священник принял монашество под именем Владимира.
Он прошел долгий путь от простого монаха до митрополита.
Слову сказать, его назначение на Киевский престол было своеобразной ссылкой.
Дело в том, что Владимир долгое время был митрополитом Московским, а потом Санкт-Петербургским. Активно занимался миссионерством, написал большое количество трудов, в том числе и обращенных к детям и родителям. Активно боролся за трезвость, благословил великую княгиню Елизавету Федоровну на ее подвиг служения людям.
Но митрополит не одобрял деятельности старца Григория Распутина, считая, что он отрицательным образом влияет на царскую семью.
Его принципиальная позиция и стоила ему кафедры. Так, в 1915 году митрополит Владимир был переведен из столицы в Киев.
После революции 1917 года начались активные сепаратистские движения. Среди малороссов тоже нашлись горячие головы, которые выступали за создание "незалежной" Украины с автокефальной церковью, независимой от центра России. Часто духовенства поддерживала эти идеи.
Митрополит Владимир выступил резко против таких настроений.
Ему угрожали, но он не изменил своей позиции. За полтора месяца до гибели владыка говорил: «Я никого и ничего не боюсь. Я во все время готов отдать жизнь свою за Церковь Христову и за веру православную, чтобы только не дать врагам ее посмеяться над нею. Я до конца буду страдать, чтобы сохранить Православие в России там, где оно началось».
Поэтому сегодня непонятно до конца, кто же способствовал его смерти. Были ли это большевики, которые просто избавились от «ненавистного им попа», стали ли убийцами бандиты, передавшиеся в солдатскую форму и явившиеся с целью ограбить Киево-Печерскую Лавру. Или убийц наняли те политические силы, которые выступали за церковный раскол, желая отделить богатую территорию Малороссии от остальной России и для этого разделяя церковь.
Так или иначе, митрополит Владимир принял свою смерть как истинный христианин, простив своих убийц и обращаясь к Богу с просьбой об их спасении.
В 1992 году его причислили к лику святых.
А на Киевской земле до сих пор неспокойно. Как и 100 лет назад ретивые политиканы стремятся разделить братские русский и украинские народы, вносят раскол именно через церковь…