Найти в Дзене
Белая Орхидея

Добродетель и старче

Оглавление

Идея этой статьи пришла мне сегодня во сне. Почему, даже не знаю.
Но решила не отклоняться от заданной темы - надо, значит, надо.

А приснилась мне одна картина. Вернее, библейский сюжет, который
был популярен
в XVI-XVII веках. Возможно, вы когда-нибудь видели картины на эту тему - Сусанна и старче в количестве двух штук,
поxотливо домогающиеся красавицы.

Антуан Коупель, " Сусанна и два старца", ок. 1695, Резиденция,
Мюнхен, Германия

из свободных источников
из свободных источников

Когда я начала работу над материалом, это полотно принесло мне открытий не меньше, чем копия с картины Амброзиуса Босхарта старшего, о которой вы можете почитать здесь.

Картину с таким сюжетом, где два старца домогаются красавицы,
я помню с юности, но никогда особо не интересовалась, откуда взят сюжет. Наверное, потому, что меня коробило от этой сцены.

Сегодня, видимо, пришло время, и я окунулась не только в мир
Антуана Коупеля (1661-1722), но и в сюжет, взятый им из
Ветхого Завета.

Итак,

жила в древнем Вавилоне красавица по имени Сусанна.
Была замужем и считалась
добропорядочной женщиной.
Но так случилось, что увидели её красоту во время купания
два старца и вожделели молодого тела. Сусанна защищалась,
как могла, и обратилась с молитвой к Небесам. Только старички оказались не простыми дядьками, а уважаемыми судьями города.
Более того,
не получив желаемое, эти "уважаемые" заявили,
что Сусанна - прелюбодейка, за что сами же приговорили
красавицу к sмертной каzни. А на Востоке это - зaбить камнями.
(Вспомните печальную судьбу Александра Грибоедова.)

Сусанне повезло - её молитву услышал Пророк Даниил. Он-то и вывел поxотливых старцев на чистую воду, а красавица была помилована.
Это описано в книге Пророка Даниила 13, 1-64.

На полотне Антуана Коупеля вовсю бушуют страсти. Старец слева
уже целует руку красавицы. Сама же Сусанна обращается к Небесам
за помощью. А старик справа колеблется - он понимает, что совершает преsтупление, что может быть узнан и что чин судьи может и не спасти его от заслуженного накaзания.

Полотно изобилует контрастами - добродетель и порок,
молодость и старость, женская беспомощность и мужское наsилие.

Антуан Коупель изображает главную героиню в светлых тонах -
это
добродетель. Взор зрителя устремляется, в первую очередь,
на молящуюся красавицу. Зритель сочувствует ей. И только потом
он видит старцев, которые находятся во власти желания обладать.

Сюжет о Сусанне и старцах использовали в своих работах и другие художники. Но именно полотно Антуана Коупеля стало эталоном - настолько точно он изобразил страсти, которые бушевали в сердцах героев картины. Вот почему многие художники копировали Антуана Коупеля, что в те времена не считалось предосудительным. Наоборот, создание копий рассматривалось как знак признательности оригиналу.

И теперь мы можем любоваться талантливыми копиями с полотна Антуана Коупеля "Сусанна и два старца", созданными в разные периоды.

Мы гуляем по залам музея "Вилла Вобан" в столице великого герцогства Люксембург.

В первом же зале меня встретили две копии со знаменитого полотна Антуана Коупеля.

Первая датируется концом XVII - началом XVIII вв.
Имя автора копии неизвестно.

-2

Копиист допустил некоторые вольности - справа увеличил пространство, куда вписал фонтан и за ним стену здания. На заднем плане за Сусанной прорисовал вазу полностью. А в накидке старца слева изобилует ультрамарин - краска этого оттенка синего была очень дорогой,
и художники старались расходовать её экономно. Похоже, автор копии Антуана Коупеля было достаточно зажиточным и
мог позволить себе такое роскошество.

Но надо отдать должное - копиист точно передал чувства, которые,
в своё время, изобразил на лице Сусанны и старца автор оригинала. Согласитесь, копия великолепна!

-3

Вторая копия оказалась незаконченной. Неизвестно, намеренно ли
автор оставил свою работу незавершённой или по какой-либо причине
не успел дописать картину. Но это стало своеобразной "изюминкой" полотна - зритель может
окунуться в таинство создания, когда карандашный набросок постепенно превращается в полноценную работу.

Неизвестный художник, "Сусанна и два старца", ХХ век.

Призадумалась...

А ведь мир не изменился с Библейских времён. И даже стал, на мой
взгляд, циничнeе. Ведь в наше время красавица
легко выходит замуж
за старца, если он богат, знаменит или имеет значимое положение.
А старцы вовсю этим пользуются.

Интересно, к чему был мой сон?..

Другие статьи о музее "Вилла Вобан":
О вязании чулок на примере двух шедевров
Чикен № 4, или Портрет одной курицы
Почему художники не признавали слово "натюрморт"
Кто сказал, что музей - это скука скучная

Если вам понравилась моя статья, ставьте
лайки, комментируйте, задавайте вопросы
и
подписывайтесь на мой канал.

До новых встреч!

Ваша Белая Орхидея