Идея этой статьи пришла мне сегодня во сне. Почему, даже не знаю.
Но решила не отклоняться от заданной темы - надо, значит, надо.
А приснилась мне одна картина. Вернее, библейский сюжет, который
был популярен в XVI-XVII веках. Возможно, вы когда-нибудь видели картины на эту тему - Сусанна и старче в количестве двух штук,
поxотливо домогающиеся красавицы.
Антуан Коупель, " Сусанна и два старца", ок. 1695, Резиденция,
Мюнхен, Германия
Когда я начала работу над материалом, это полотно принесло мне открытий не меньше, чем копия с картины Амброзиуса Босхарта старшего, о которой вы можете почитать здесь.
Картину с таким сюжетом, где два старца домогаются красавицы,
я помню с юности, но никогда особо не интересовалась, откуда взят сюжет. Наверное, потому, что меня коробило от этой сцены.
Сегодня, видимо, пришло время, и я окунулась не только в мир
Антуана Коупеля (1661-1722), но и в сюжет, взятый им из Ветхого Завета.
Итак,
жила в древнем Вавилоне красавица по имени Сусанна.
Была замужем и считалась добропорядочной женщиной.
Но так случилось, что увидели её красоту во время купания
два старца и вожделели молодого тела. Сусанна защищалась,
как могла, и обратилась с молитвой к Небесам. Только старички оказались не простыми дядьками, а уважаемыми судьями города.
Более того, не получив желаемое, эти "уважаемые" заявили,
что Сусанна - прелюбодейка, за что сами же приговорили
красавицу к sмертной каzни. А на Востоке это - зaбить камнями.
(Вспомните печальную судьбу Александра Грибоедова.)
Сусанне повезло - её молитву услышал Пророк Даниил. Он-то и вывел поxотливых старцев на чистую воду, а красавица была помилована.
Это описано в книге Пророка Даниила 13, 1-64.
На полотне Антуана Коупеля вовсю бушуют страсти. Старец слева
уже целует руку красавицы. Сама же Сусанна обращается к Небесам
за помощью. А старик справа колеблется - он понимает, что совершает преsтупление, что может быть узнан и что чин судьи может и не спасти его от заслуженного накaзания.
Полотно изобилует контрастами - добродетель и порок,
молодость и старость, женская беспомощность и мужское наsилие.
Антуан Коупель изображает главную героиню в светлых тонах -
это добродетель. Взор зрителя устремляется, в первую очередь,
на молящуюся красавицу. Зритель сочувствует ей. И только потом
он видит старцев, которые находятся во власти желания обладать.
Сюжет о Сусанне и старцах использовали в своих работах и другие художники. Но именно полотно Антуана Коупеля стало эталоном - настолько точно он изобразил страсти, которые бушевали в сердцах героев картины. Вот почему многие художники копировали Антуана Коупеля, что в те времена не считалось предосудительным. Наоборот, создание копий рассматривалось как знак признательности оригиналу.
И теперь мы можем любоваться талантливыми копиями с полотна Антуана Коупеля "Сусанна и два старца", созданными в разные периоды.
Мы гуляем по залам музея "Вилла Вобан" в столице великого герцогства Люксембург.
В первом же зале меня встретили две копии со знаменитого полотна Антуана Коупеля.
Первая датируется концом XVII - началом XVIII вв.
Имя автора копии неизвестно.
Копиист допустил некоторые вольности - справа увеличил пространство, куда вписал фонтан и за ним стену здания. На заднем плане за Сусанной прорисовал вазу полностью. А в накидке старца слева изобилует ультрамарин - краска этого оттенка синего была очень дорогой,
и художники старались расходовать её экономно. Похоже, автор копии Антуана Коупеля было достаточно зажиточным и мог позволить себе такое роскошество.
Но надо отдать должное - копиист точно передал чувства, которые,
в своё время, изобразил на лице Сусанны и старца автор оригинала. Согласитесь, копия великолепна!
Вторая копия оказалась незаконченной. Неизвестно, намеренно ли
автор оставил свою работу незавершённой или по какой-либо причине
не успел дописать картину. Но это стало своеобразной "изюминкой" полотна - зритель может окунуться в таинство создания, когда карандашный набросок постепенно превращается в полноценную работу.
Неизвестный художник, "Сусанна и два старца", ХХ век.
Призадумалась...
А ведь мир не изменился с Библейских времён. И даже стал, на мой
взгляд, циничнeе. Ведь в наше время красавица легко выходит замуж
за старца, если он богат, знаменит или имеет значимое положение.
А старцы вовсю этим пользуются.
Интересно, к чему был мой сон?..
Другие статьи о музее "Вилла Вобан":
О вязании чулок на примере двух шедевров
Чикен № 4, или Портрет одной курицы
Почему художники не признавали слово "натюрморт"
Кто сказал, что музей - это скука скучная