Сегодня у нас по плану песня группы Sabaton «The Great War». Поскольку темой музыкальной композиции стала сама Первая мировая война и участники группы в своем треке дали буквальную трактовку событий, то мне бы хотелось поговорить об ином восприятии событий 1914-1918 годов.
Все чаще и чаще мы видим буквальное отображение войны в искусстве. Впервые общественность столкнулась с таким явлением сразу после войны, когда появились «На западном фронте без перемен» Ремарка и «Огонь» Барбюса. Постепенно тенденция изобразить войну такой, какая она была на самом деле, стала прослеживаться в кино. Особенно это стало заметно в новых фильмах: сейчас все больше говорят о том, что людям на войне страшно, не стесняются говорить о грязи и вшах, все больше используют ненормативную лексику и показывают человеческие внутренности. Да, это очень верный и правильный подход. Это отход от романтического восприятия войны и от «кодекса» правил, как нужно снимать кино, когда многие моменты опускаются. Война мерзкая, и именно так ее и надо изображать.
Однако иногда такая буквальная трактовка событий и однобокий взгляд на них может наоборот испортить впечатление. Более того, если из раза в раз сталкиваться с таким изображением исторических событий, то это может надоесть. Поэтому иногда даже такое страшное событие, как войну, нужно подать совсем под другим соусом. Давайте именно это сегодня и сделаем.
На этот подход меня вдохновила работа представителя польского модерна и символизма Эдварда Окуня «Мы и война» (1917—1923). Символизм – удивительное направление в изобразительном искусстве, поскольку то, что мы видим на картине, можно интерпретировать совсем по-другому, что может даже идти в разрез с изображением.
В лице мужчины и женщины мы видим не просто художника с его женой, но и общество в целом. В руках пара держит лотос. Лотос является символом жизни, мира и спокойствия. Общество пытается защитить хрупкий цветок мира, закрывая его мантией. Настойчивая же старушка – война, которая пытается похитить мир.
Но самая интересная часть – фон. Мне очень нравится контраст реалистического изображения людей и безумства из драконов и змей на заднем плане. В европейской традиции драконы и змеи ассоциируются с Дьяволом и Злом. Однако если присмотреться, то вместо ушного гребня у драконов мы увидим крылья бабочек. А бабочка – символ хрупкости! Если предположить, что под драконами и змеями скрыты воюющие державы, то, несмотря на всю их агрессию, они очень хрупки и подвержены разрушению. И ведь неслучайно у ног шагающих людей художник изобразил уже мертвое существо.
И, по традиции, кино. Нестареющая классика: Чарли Чаплин и фильм «На плечо!» (1918). Фильм был снят еще во время войны и вышел в прокат за месяц до ее окончания. В моем представлении «На плечо!» - трагикомедия, потому что Чарли Чаплину удалось гармонично соотнести сатиру, суровую реальность войны и глубокий смысл. Трагикомедия это еще и потому, что подвиги, которые совершил главный герой, лишь его сон. И этот сон приснился неуклюжему, неопытному новобранцу, а все мы знаем, что на войне бывает с такими ребятами. И хоть в фильме этого не показали, но в конце я очень расстроилась, потому что поняла, что во сне он герой, а в жизни он погибнет. «На плечо!» - первый антивоенный фильм, через юмор здесь была показана абсурдность войны.
Конечно, любое восприятие субъективно. Поэтому мне было бы очень приятно, если бы вы тоже поделились своими мыслями и впечатлениями по поводу картины или кино.