Найти в Дзене
ART-RECORD Ритмы и Рифмы

Художественные приёмы кино: Картина четырёх жизней одного и того же человека -"Индия" 1959 год в свете религиозных догм индуизма

Росселини снял достаточно много документальных фильмов. Но, несомненно самый уникальный из них – фильм «Индия».

Индусы со свойственной им религиозностью, любовью к природе и доброте, находясь при этом уже более века за чертою бедности, показаны Росселини романтичными, трепетно берегущими свои традиции и окружающий мир.

Их характер нанесён на холст фильма итальянским режиссёром крупными, жирными и традиционно яркими мазками.

Автор говорит нам о быте и нравах индусов с особой нежностью и трепетом.

  • Он задаётся вопросом о внутреннем бытии человека, мирового человека, независимо от своего местонахождения на планете, живущего простыми радостями и горестями, такими знакомыми каждому.

Росселини в фильме повествует о четырёх судьбах четырёх индусов. Может быть режиссёр имел ввиду одного человека?

  • Если взять теорию перерождений, из родной религии самих жителей Индии, и попытаться раскрыть загадку автора на её основе, то можно получить ясную картину четырёх жизней одного и того же человека.

Данная статья является попыткой вплести художественные приёмы великого Росселини в религиозный подтекст философского дискурса западной и восточной религии.

Художественные приёмы Росселини являются первоначальными канонами неореализма, как в игровом кино , так и в документальном.

В фильме «Индия» та естественность и непринуждённость, с которой он добавляет в документальное повествование об этносе целого народа игровую выдумку, становится художественным приёмом.

Автор специально уходит от нарочитой зрелищности.
-2

Благодаря этому мы можем видеть многогранное настоящее взглядом незамутнённым, свежим. А смотрим мы так потому, что нас мгновенно, с первого же кадра бросают в чужеродную реальность, не объясняя и не помогая разобраться.

Картина Росселини как сама жизнь Индии полео-реалистична. И это тоже художественный приём мастера.

Там где можно было нанести орнамент характера героя, Росселини идёт обратным путём – даёт событиям и фактам вести героя, без отсылки на личное.

И опять зритель получает обратный эффект.

Корни индуизма многообразны. В них есть основополагающие общие черты, которые, кстати, при ближайшем рассмотрении очень схожи с христианством.

  • Например, первой заповедью индуизма является принцип ненасилия. Он в свою очередь состоит из понятий сострадания и дружелюбия. Сострадание – основа христианства.
-3
Философски очень близкие религии, тем не менее отличаются способом жизни в этих истинах простого смертного человека.

Герои Росселини – добрые люди, которые могут испытывать чувство жалости к ближнему.

  • Если бы они были воспитаны в христианской культуре, то их поступки имели бы другие последствия? Да и сами поступки были бы иные?
Индуисты предоставлены больше сами себе, нежели христиане с их родо-племенным строем и боязнью кары Божьей.
  • Вместо Всевышнего у них - законы кармы, причинно-следственная связь.

Но, как в фильме итальянского режиссёра , так и в жизни, всё один и тот же «мировой человек» бродит тем же путём, пусть и разными дорогами.

Герои четырёх новелл в фильме Росселини не ищут путей освобождения. Они
живут так, как даровано им судьбой. От этого и страдают.

  • Погонщик слонов, нарушая первый принцип индуизма – ненасилие над живыми существами.
  • Строитель дамбы – второй принцип, будучи неискренним со своей женой.
  • Пожилой пастух прельщается красотой тигрицы и уничтожает лес ради неё, убивая живое.
  • А в последней истории обезьяна предстаёт нам в образе воровки, что и является намёком на ещё один религиозный принцип индусов – Астею, не воровство.

Более подробно о 4 жизнях одного человека мы расскажем во 2 части статьи. Не пропустите!

АВТОР - ГУНАРАТНА
ВОПРОС: стоит ли писать еще такое?

Пыс-Пыс: Открыт к сотрудничеству с творческими людьми.