(Самодержавие против самоуправляемого народа и частного бизнеса).
Часть 2. Датский король-славянин против потомков викингов
Наиболее принятое название - Битва при Висбю.
Дата и место - 27 июля 1361 года у города Висбю на острове Готланд в Балтийском море (территория современной Швеции).
Сторона самодержавной власти.
Датская армия во главе с королем Вальдемаром IV Аттердагом. Экспедиционный корпус состоял из датских конных рыцарей и пеших наемников, набранных из немецких земель вдоль берегов Балтийского моря, общим числом в 2000-2500 человек. Их потери в битве оцениваются в 300 убитых.
Сторона народа.
Ополчение готландских фермеров (бондов) в 2000-5000 человек, из которых треть были стариками и несовершеннолетними юношами. Их потери в битве оцениваются в 1800-3300 убитых.
Предпосылки к столкновению: «все гнило в Датском королевстве».
Вальдемар IV Аттердаг (1320-1375) – датский Иван Калита, «собиратель земель» или в современных реалиях – датский Трамп с его слоганом Make America great again. В датской истории Дании Вальдемар остался национальным героем: он восстановил политическую целостность страны и сделал ее первой балтийской державой. Само прозвище Аттердаг переводится как «другой/новый день» (англ. day again).
Его матерью была Евфимия Померанская (1285-1330) из княжеского рода поморов - западных славян, живших по берегам Балтийского моря. Правда, к тому времени они уже сильно смешались в результате династических браков с польской, немецкой и датской знатью. Правой рукой Вальдемара был также полуславянин – Хеннинг Подебуск (до 1350-1388) родом из поморской знати с острова Рюген (Руяна). Он женился на своей дальней родственнице Гизеле Подебуск, мать которой также звали Евфимией. Хеннинг занимал пост дроста (премьер-министра), который после его смерти был ликвидирован (настолько было велико влияния Подебуска). Он сделал очень много для укрепления централизованной монархической власти в Дании, особенно важную роль он сыграл во время войн датчан против купеческого объединения северонемецких купцов – Ганзы.
По смерти отца Вальдемара IV – Кристофера II Дания являлась банкротом. Многие королевские домены были отданы в счет многочисленных долгов под залог графов Голштинии, в заложниках у которых находились двое братьев Вальдемара. Для возрождения централизованной власти он отчаянно нуждался в финансах, которые пытался извлечь путем повышенного налогообложения датского населения и отъема средств у местных аристократов. Народ не раз восставал против нового короля, как и дворяне, многие из которых были умерщвлены по его приказу.
Но самую большую сумму Вальдемар получил, когда в 1346 году продал Тевтонскому ордену Эстляндию (северную Эстонию), принадлежавшую Дании с 1219 года. На вырученные 19 000 марок (или 10 000 марок серебром) он возвратил многие домены датской короны. Тогда же с помощью немцев из Любека Вальдемар пытался организовать крестовый поход против язычников-литовцев - опять же с целью добычи средств на выкуп королевских земель и оплату наемников. Однако тот поход не особо удался.
Пользуясь междуусобицами в Шведском королевстве, в 1360 году Вальдемар вернул под датский контроль его южную часть – провинцию Сконе (Сканию). А в следующем году он вынудил шведского короля Магнуса IVЭрикссона уступить Готланд. Этот остров контролировался Швецией лишь формально: его веками населяли гуты – особая ветвь северных германцев, отличающихся как от шведов, так и датчан (здесь до сих пор сохраняется специфичный диалект шведского языка). Когда Вальдемар отправил свою армию к западному берегу Готланда, Магнус предупредил островитян о готовящемся вторжении.
Причины поражения народа: немцы против гутов
Однако на острове тоже все было сложно. На нем уже давно велась ожесточенная борьба за контроль над торговлей по Балтийскому морю. Исторически ею активно занимались гуты, которые, будучи фермерами, в то же время активно участвовали в походах на Русь в век викингов и в освоении пути из варяг в греки. Северонемецкие купцы выстроили на острове хорошо укрепленный город Висбю и заставляли гутов, желающих продолжать заниматься торговлей, также селиться в нем и соблюдать законы Ганзы.
Постепенно антагонизм гутов с немецким населением Висбю нарастал. В 1288 году это стало причиной прямого военного столкновения, причем хотя гутам помогали эстонские рыцари, они все же были разбиты местными немецкими колонистами. В отместку гуты, помня о своем прошлом викингов, постоянно грабили торговые суда Ганзы.
Тем не менее, готландцы собрались встретить датское войско именно у Висбю. Они надеялись, что если их самих не впустят в город, то хотя бы поддержат огнем с городских стен. Ни того, ни другого немецкие бюргеры делать не стали. По одной из версий, жители Висбю якобы испугались судьбы готландцев (их всех перебили), если бы вступили в бой с датчанами.
Это предположение не выдерживает критики, так как впоследствии ганзейцы весьма успешно воевали против Дании. Немцы просто заранее договорились с Вальдемаром о том, что мирно откроют ему ворота, вопреки заключенному ими ранее соглашению с готландцами об общей защите от нападения. Некий купец по имени Nils Guldsmed (в северонемецком варианте Claus Goltsmit) лично просил датского короля поберечь город, а взамен ограбить - фермы гутов. Правда, после того как немецкое население Висбю впустило в город войска Вальдемара, он потребовал огромный выкуп: на самом деле, его интересовали именно деньги, а не сам Готланд. Но затем ганзейцы взяли полный реванш.
Долгосрочные последствия.
Горожане признали Вальдемара новым правителем Готланда, а он в ответ подтвердил привилегии Висбю, включая право чеканить собственные монеты, контроль над городской администрацией, налогообложением и отправлением правосудия. Вскоре Ганза вступила в Первую войну против Дании, которую проиграла. Однако Вторая война все поменяла. В 1367 году 57 ганзейских городов создали Кельнскую конфедерацию, к которой присоединились короли Норвегии и Швеции.
Под их общим напором пал даже Копенгаген, а в 1370 году был заключен Штральзундский мир, по которому ганзейцы получили право свободно торговать во всех трех скандинавских королевствах, а без их предварительного согласия никто не мог быть избран в короли Дании. Гуты же окончательно уступили свои позиции северонемецким купцам. Как говорится, вовремя предать – не предать, а предвидеть.
Чтобы узнать больше о Готланде, переходите по этой ссылке. Там же есть ссылки на другие материалы об этом необычном острове.