Найти в Дзене
Наталья Баева

Книга, которую невозможно испортить экранизацией.

Как догадаться, что подросток не читал "Без семьи" Гектора Мало? И даже "в кино не видел"? Очень просто - он может произнести всерьёз примерно такую фразу: "Родители не хотят видеть, что я взрослый, не хотят меня понимать, ограничивают мою свободу и нарушают мои права, обижают и унижают"... Счастливчик ещё не подозревает, КАК могут обижать и унижать тех, у кого родителей НЕТ.

Нет, беспризорник из девятнадцатого века, не столкнётся с опасностями века двадцать первого. О таких прелестях бессемейного существования, как разборка на органы в частной клинике, позапрошлый век даже не подозревал. Может быть, поэтому повесть сегодня может показаться несколько сентиментальной? Но с тех пор не изменилось главное - отношение взрослых к "ничейному" ребёнку. Некоторые хотят ему помочь, и очень многие - на нём заработать. А отличить одних от других бывает непросто...

Восьмилетний Реми к своему ужасу узнаёт, что мама у него не родная. И от кого! От маминого мужа Барберена, который не появлялся несколько лет - работал в Париже.
Мальчик убеждает себя, что ничего не изменится, он будет любить маму не меньше, но... наутро Барберен продаёт его бродячему музыканту. Читатель готов негодовать - да они просто негодяи! И продавец, и покупатель!

-2

А оказывается, не стоит спешить с выводами. Покупатель Виталис, взяв на себя ответственность за ребёнка, понимает это так, что обязан обучить его всему, что умеет сам. Грамоте, профессии, отношению к людям и жизни. Очень нелёгкий хлеб у бродячих артистов - пешком от села к селу, от города к городу, в обществе дрессированных собак и обезьянки с прелестным именем Душка. Актёрское счастье - признание публики и ... доброхотные даяния зрителей. Ровно столько, чтобы можно было назавтра продолжать путь.

-3

И когда удача изменит, когда благородный Виталис погибнет (просто и буднично замёрзнет, не найдя ночлега), Реми скажет: "Если теперь я могу себя прокормить, этим я обязан только ему".

А "продавец"? Оказывается, Барберен был покалечен на стройке, и продавая Реми знал, что работать больше не сможет. На этот поступок его толкнуло отчаяние. Но почти сразу же он занялся поисками настоящих родителей этого подкидыша.

Будут у Реми и друзья, и "названный брат". Маттиа просто погиб бы, если бы Реми не взял его "в свою труппу". И только потом понял, что его новый товарищ сказочно талантлив. Не зная ни одной ноты, Маттиа может сыграть что угодно и на чём угодно!

-4

Но беспризорники, даже называющие себя музыкантами, непременно попадут в сферу интересов криминала. Выпутаются - придётся поработать в шахте. И даже попасть в завал, и оказаться в числе немногих спасённых.

-5

А ведь повесть можно было назвать и "Без защиты". Семья - это защита! И от случайностей - превратностей, и от недобрых людей, и от настоящих негодяев. Да, негодяев немного, но ведь для того, чтобы погубить конкретно тебя, вполне достаточно и одного!

Найдёт ли Реми свою настоящую семью? Получит ли он ответы на свои вопросы: как он оказался на парижской улице? Почему был одет "по-господски"? И почему некий таинственный господин пытался направить его поиски по ложному пути? Всё это можно узнать и посмотрев любую экранизацию - их несколько, и каждая по - своему хороша. Поистине, этот роман ни один "экранизатор" не испортит - настолько хорош "исходный материал". Но...

Одно "НО" всё же есть. Кинематографисты настойчиво превращают эту историю в семейную сагу. А для этого приходится "вырезать" добрую половину содержания! Зритель не увидит ни кромешной нищеты французской деревни, ни адского труда шахтёров, ни беззащитности простолюдина перед законом (история цветовода Акена - роман в романе - о разорении семьи честных тружеников), ни жизни вороватого лондонского дна...

Словом - видеть мало. Читать надо.