В начале XX века все страны Европы активно готовились к войне не только экономически и политически, но и духовно. Каждая страна стремилась наиболее ярко показать уникальность собственной культуры. Патриотические настроения в Российской империи выросли как никогда, а особенно с началом войны. Санкт-Петербург переименовали в Петроград, с размахом отпраздновали 300-летие дома Романовых, планировали заполучить Царьград во время Великой войны, как тогда называли Первую мировую. Воодушевление нации и интерес к собственной культуре были очень сильны. Империя нуждалась в стиле, который бы отразил богатство русского народа. Им стал неорусский стиль, основанный на приемах интернационального модерна (ар-нуво).
Такие знаменитые архитекторы, как Щусев, Покровский и Шехтель стремились переосмыслить все архитектурное наследие России на современный манер. В отличие от псевдорусского стиля, ограничивающегося подражанием и смешением элементов отечественной архитектуры, неорусский стиль напрямую заимствовал ее формы и приемы. Архитекторы вдохновлялись в основном остроконечными церквями Новгорода и Пскова, но стремились не копировать их, а переосмысливать с учетом тогдашних достижений культуры.
Стиль повсеместно применялся при строительстве гражданских зданий, хотя русская средневековая архитектура была в основном церковной.
Щусев экспериментировал с объемами и формами, создавая необычные композиции. Архитектор создал для Великой княгини Елизаветы Федоровны Мафо - Мариинскую обитель , которая являлась центром сестер милосердия во время Великой войны. Щусев предпочитал угловатые строгие силуэты псковских храмов периода республики. Во многом его стиль перекликается с мистическими картинами Рериха, упоминаемого Лавкрафтом в повести "Хребты безумия". Художник даже выполнял мозаики для творений архитектора.
Императорская семья Романовых поощряла и поддерживала неорусский стиль. Даже домовой (личная) храм, Феодоровский собор, царского рода был выстроен архитектором Покровским в этом стиле. Он активно задействовал в своих постройках аркатурно-колончатый пояс московских храмов XV века и декор русских палат XVII века.
Шехтель же больше тяготел к интернациональности модерна - в его творчестве уход в сторону национальных традиций очень тонок. В здании Ярославского вокзала он к примеру заимствует общий облик храмов Ярославля XVII века, однако в целом стремится сохранять декоративность ар-нуво.
Многие архитекторы бывшей Российской империи, как и другие деятели искусства пытались приспособиться к новым условиям после прихода к власти Ленина. Кто-то сумел это сделать мастерски, как Щусев, построив для коммунистической партии Мавзолей Ленина, здание наркомата земледелия и НКВД, а кто-то остался не у дел, как к примеру Покровский и Шехтель. Оба архитектора ограничивались проектами на бумаге, так и нереализованными в действительности. А что было после 1917 года я рассказываю вот здесь)
Если вам понравилась статья, не оставайтесь равнодушным. Лайк и подписка - лучшая поддержка для любого канала на Яндекс Дзен. Возможно вам будет интересно почитать о том, почему аниме появилось именно в Японии и откуда там столько вещей переходящих грань и почему Культурная революция - самое главное событие 20 века!